Новости
21 Ноября 2024, 14:50

Исполком Казани утвердил список из 675 законно установленных объектов

Информация размещена на сайте мэрии города.

Исполком Казани опубликовал список из 675 объектов, размещение которых соответствует законодательству. Информация размещена на сайте мэрии города.

Согласно документу, объекты движимого имущества, не указанные в перечне, считаются установленными без разрешения и должны быть демонтированы. В списке представлены 75 объектов, расположенных в парках и скверах Казани, а также киоски с периодикой, кафе, цветочные лавки, летние веранды, мастерские по ремонту обуви, продуктовые и непродовольственные магазины и другие объекты.

Разобраться
07 Мая 2025, 15:17

В России ждут рост отрасли промтуризма, как обстоят дела в Татарстане

Несмотря на увеличение в России спроса, промышленный туризм еще развивается. Эксперты отмечают, что для успешного продвижения отрасли регионам необходимо преодолеть преграды, связанные с бюрократией, слабой инфраструктурой и дефицитом квалифицированных гидов.

В 2025 году рост отрасли промышленного туризма в России может составить от 12% до 25%, считает эксперт Всероссийского акселератора «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Наталья Кисельникова.

«Туристов и гостей интересуют предприятия с точки зрения профориентации, они хотят посмотреть рабочие места, хотят узнать, как работают заводы, как развивается промышленность. Многие предприятия открывают свои двери для продвижения товаров и услуг, укрепления имиджа и организуют бизнес туры по обмену опытом», ­- рассказала эксперт.

Промышленный туризм – это посещение предприятий, фабрик, заводов, исторических производственных объектов. Позволяет увидеть процесс производства изнутри и узнать историю индустрии. Сочетает образовательный и развлекательный аспекты, помогает в профориентации.

Интерес к промтуризму подтверждается опросом ВЦИОМ за ноябрь 2024 года — более половины опрошенных россиян (55%) хотят посетить промышленные предприятия страны. Чаще всего их интересует, как устроено отечественное машиностроение (в том числе авиационная, космическая отрасли, автомобилестроение и кораблестроение), а также пищевая промышленность.

Развитию отрасли в России, по словам представителя АСИ, способствует реализация программы «Открытая промышленность», которая с 2023 года выходит в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Справка

Цель программы «Открытая промышленность» - продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей. В проект вошли и крупные корпорации, такие как «Норникель», «Роскосмос», «Северсталь», «Росатом» и «Сибур» ИНК.

Промтуризм Татарстана — потенциал профориентации школьников

Татарстан является одним из самых промышленно развитых регионов России, на территории республики находится множество объектов промышленного туризма, связанных с нефтедобычей, автопромом, авиацией, и другими отраслями. Большинство экскурсий направлены на профориентацию школьников, которые представляют собой кадровый резерв Татарстана.

С экскурсией можно посетить автопроизводство заводов «КАМАЗ» в Набережных Челнах и «Sollers-ЕлАЗ» в Елабуге. Ознакомиться с технологией добычи «черного золота» в музее нефти Лениногорска и корпоративном музее «Татнефти» в Альметьевске.

В Казани можно увидеть, как собирают самолеты и вертолеты, а также посетить музей порохового завода. Пищевую промышленность Татарстана представляют кондитерская фабрика «Сладонеж» и завод «Татспиртпром».

фото: пресс-служба КВЗ

«В Татарстане есть качественные программы промышленного туризма. В первую очередь это туризм на завод „КАМАЗ“, сборочное производство, музей „КАМАЗа“. Кроме этого, есть экскурсии на пивоваренный и часовой заводы Чистополя, на кондитерские комбинаты, а также на фабрики по производству меха и ювелирных украшений», — рассказал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Разнообразие предложений в сфере промтуризма имеет большой потенциал для профориентации татарстанских школьников — ознакомившись с процессами предприятий изнутри, дети могут выбрать для себя будущую профессию и выбрать соответствующее учебное заведение, считает Иванов.

Инструмент для продажи

Помимо профориентации промышленный туризм в Татарстане рассматривается, как инструмент для продажи своего продукта или технологий, рассказывает директор частного учреждения «Музей „Технологии Сохраняющие Будущее“» Татьяна Исаева.

По ее словам, разработка подробных экскурсий по предприятиям поможет действующим и будущим заказчикам вникнуть в рабочие процессы — своими глазами можно увидеть технические мощности и специальное оборудование, оценить риски, трудозатраты и экономические выгоды.

Справка

ЧУ «Музей “Технологии Сохраняющие Будущее”» располагается на территории завода трубной продукции «Инженерно-производственный центр» г.Бугульма. Занимается развитием промышленного туризма в Татарстане.

При этом заказчики, которые много лет покупают продукцию, после посещения производства узнают о продуктах, которые ранее оставались для них неизвестными. В итоге партнерство расширяется, и производитель получает еще один многомиллионный контракт.

«Они приехали, узнали, задали очень много вопросов. Среди них, безусловно, был топ-менеджмент. Ознакомившись настолько глубоко со своим поставщиком, они приняли решение о закупке новой продукции. То есть, понимаете, промышленный туризм это инструмент для продажи в том числе», — пояснила Татьяна Исаева.

фото: пресс-служба ПАО "Камаз"

Еще одним плюсом промтуризма, по мнению эксперта, является привлечение на предприятие опытных сотрудников — специалисты могут посетить вероятное место будущей работы и оценить условия: станки, отношение сотрудников, качество столовой, трудовую обстановка и т. д.

«Для меня работодатель становится потенциально привлекательным. То есть вот у промышленного туризма очень много-много различных фишек, таких инструментов, которые продвигают бренд-производителя», — резюмировала Исаева.

Бюрократические барьеры и боязнь промышленного шпионажа

Основными проблемами для развития промышленного туризма эксперты считают бюрократию и закрытость предприятий.

Бюрократические барьеры:

Организация экскурсий требует согласования с предприятиями и государственными структурами.

Оформление пропусков занимает много времени из-за строгих правил безопасности.

Отсутствие стандартизированных нормативных документов для промышленного туризма затрудняет взаимодействие между туроператорами и предприятиями.

«Если захотите попасть на какое-то предприятие, вам придется писать запрос, потом неопределенное время ждать согласования, при этом вам могут и отказать. Либо вы приедете, вас в лучшем случае заведут в две-три комнаты на предприятии и расскажут о его истории. Вы никогда не увидите производственные мощности, не увидите работников, стоящих за станками, потому что многие предприниматели к развитию промышленного туризма относятся больше как к профориентации», — объясняет Татьяна Исаева.

Фото: пресс-служба раиса РТ

Отрицательным для развития отрасли также является отсутствие инфраструктуры и дефицит квалифицированных гидов, которые должны сочетать технические знания о производстве с навыками коммуникации. Предприятия вынуждены обучать сотрудников цехов (например, технологов) ведению экскурсий, что требует дополнительных ресурсов.

Промышленные предприятия часто расположены в удалённых или промышленных зонах, где отсутствует необходимая туристическая инфраструктура:

Нет парковок для автобусов, пунктов питания, удобных зон отдыха для посетителей.

В отдалённых регионах сложности с транспортом и размещением туристов усугубляются климатическими условиями.

Нехватка сопутствующих услуг (гостиниц, сувенирных магазинов) снижает привлекательность таких туров.

Кроме того, по словам экспертов, руководители предприятий часто не думают о промтуризме, как об инструменте для продвижения своего бренда и привлечения опытных кадров. Они опасаются промышленного шпионажа, поэтому ограничивают доступ к ключевым технологическим процессам. На многих производствах запрещена фото и видеосъёмка — это снижает интерес туристов.

«Это то, с чем мы сталкиваемся, с чем мы боремся. Мы всем говорим. Ребята, да не бойтесь вы кого-то потерять. Не показывайте вы этих сотрудников, которых боитесь потерять. Не показывайте свое инновационное оборудование — создайте безопасный маршрут, но станьте открытыми», ­­- посоветовала эксперт.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: