Опыт работы с инвесторами в Татарстане пропишут всей стране

ВРП Татарстана по итогам 2020 года снизился на 3%. В этом году предстоит вернуться как минимум к доковидным показателям. Для привлечения инвестиций предлагается использовать преимущества соглашений по защите и поощрению капиталовложений. Минэкономразвития РФ выбрало Татарстан методологическим центром по работе с инвесторами.

По итогам 2020 года ВРП республики составил 2,4 трлн рублей, что составляет 97,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. Задача на 2021 год — обеспечить рост ВРП на 3,9%, сообщил министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов на итоговой коллегии ведомства. При этом, как подчеркнул президент Татарстана, главная задача, определенная в Стратегии-2030, довести ВРП до 5 трлн рублей — остается актуальной.

Объем промышленного производства по итогам года составил 2,7 трлн рублей при индексе промпроизводства 96,4%. При этом обрабатывающая промышленность показала умеренный рост. Темп роста сельского хозяйства составил 104%. Объем строительных работ — 96%. Реальная зарплата, по официальной статистике, выросла на 2,1%. Регистрируемая безработица снизилась с пиковых 3,9% в августе до 1,6% на текущий момент.

Министр экономики РТ констатировал высокую степень адаптивности предприятий республики, быстро и эффективно перестроившихся на особые условия работы в период пандемии. И напомнил о мерах господдержки:

малому бизнесу Татарстана были выданы 2,5 млрд рублей субсидий на неотложные нужды для более чем 40 тыс. предпринимателей;

выдано свыше 7,5 тыс. льготных кредитов под 0% и 2% годовых на 17 млрд рублей;

продлены сроки уплаты налогов для более чем 46 тыс. предпринимателей;

системообразующие организации получили более 7 млрд рублей льготных кредитов.

По поручению президента РТ был реализован комплекс республиканских мер на общую сумму 3,3 млрд рублей. Это позволило поддержать отрасли, которые не вошли в перечень пострадавших, но ощутили на себе негативные последствия кризиса.

Ключевыми факторами экономического развития, по словам министра экономики РТ, являются расширение рынков сбыта и экспортного потенциала. В целом по республике целевой параметр по объему экспорта в текущем году составляет 10 млрд долларов.

Мидхат Шагиахметов
Фото пресс-службы президента РТ

Участников фондового рынка поддержат госсубсидиями

Альтернативой привлечению кредитных средств для реализации проектов является фондовый рынок. На его инструментарий особое внимание обратил внимание Мидхат Шагиахметов.

«Мы видим рост интереса региональных компаний к этому инструменту. В 2020 году татарстанские компании осуществили семь выпусков облигаций на общую сумму порядка 7,5 млрд рублей. Субъекты МСП в случае выпуска облигаций могут рассчитывать на господдержку в субсидировании затрат на размещение части купонного дохода», — пояснил спикер.

И отметил, что пока предприятия и субъекты МСП относятся настороженно к выпуску облигаций как инструменту привлечения инвестиций по причине низкой информированности. Преодолеть эту настороженность призваны онлайн-семинары, запланированные на этот год ЦБ РФ.

Как рассказал TatCenter управляющий Нацбанком РТ Марат Шарифуллин, ключевое преимущество корпоративных облигаций — компания сама определяет параметры выпуска: объем эмиссии, то есть сумму средств, которую хочет привлечь, срок обращения и иные условия. Это может быть как крупный, так и небольшой заем. У инструмента есть и другие плюсы для предприятия.

«Во-первых, инвесторы не будут вмешиваться в текущую деятельность компании, так как они являются только держателями бумаг и не контролируют бизнес-процессы. Во-вторых, облигации можно выпустить без обеспечения и гибко управлять долгом — выкупить или доразместить бумаги в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. В-третьих, выпуск корпоративных облигаций формирует публичную кредитную историю компании. Так что в дальнейшем можно будет рассчитывать на снижение ставок, как по облигационным займам, так и по банковским кредитам», — отметил Шарифуллин и объяснил, как бизнесу привлечь деньги с помощью облигаций.

Фото пресс-службы Нацбанка РТ

Инвесторам помогут по закону о СЗПК

Как рассказал Мидхат Шагиахметов, запуск нового инвестиционного цикла включает в себя:

развитие механизмов поддержки инвестиций, таких как ОЭЗ, ГЧП, СПИК, СЗПК и др.;

реализацию инвестпрограмм в госсекторе и инфраструктурных проектов;

стимулирование региональных инвестиций.

В 2020 году в республику было привлечено 605 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В этом году прирост инвестиций должен составить 4,5% в объеме 662 млрд рублей. В том числе добиться этого позволит максимальное привлечение в регион федеральных средств, предусмотренных госпрограммами.

А для стимулирования привлечения в экономику частного капитала действует ряд мер господдержки инвестпроектов.

В их числе Мидхат Шагиахметов отметил механизм заключения соглашений по защите и поощрению капиталовложений, гарантирующий неизменность условий реализации крупных инвестпроектов.

Принятый в 2020 году соответствующий федеральный закон подразумевает возможность возмещения затрат на создание и модернизацию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Также гарантируется неизменность ряда налогов, условий землепользования и градостроительной деятельности.

На федеральном уровне по проектам, реализуемым на территории республики, уже заключены три соглашения о защите и поощрении капиталовложений, гарантирующие неизменность условий реализации крупных инвестпроектов.

В настоящее время ведется проработка еще десяти соглашений.

Одним из первых в стране соответствующее соглашение по закону о СЗПК заключило АО «Татэнерго». В 2020 году при поддержке президента РТ проект модернизации Заинской ГРЭС был включен в программу модернизации тепловых станций РФ.

«Стоимость этого уникального по мощности проекта — 34 млрд рублей при его абсолютной эффективности 65% КПД, тогда как самые лучшие российские практики на сегодня — это 56% КПД. Модернизация обеспечивает ежегодное снижение стоимости электроэнергии для потребителей первой ценовой зоны более чем на 8 млрд рублей», — рассказал первый заместитель генерального директора Татэнерго Айрат Сабирзянов.

Следующий проект, который планируется реализовать в рамках СЗПК, это модернизация Набережночелнинской ГРЭС. Он требует 13 млрд рублей капиталовложений, но с точки зрения энергетики не менее важен, так как позволит ежегодно снижать платежи потребителей более чем на 4 млрд рублей.

«Реализация этих масштабных проектов позволит нам к 2025 году обеспечить удельный расход топлива по компании менее чем 250 г на выработку кв/ч электроэнергии. Сегодня в России этот показатель составляет чуть более, чем 300 г на кв/ч, а в соответствии со стратегией снижения углеродного выброса достичь аналогичных нашим показателей по стране планируется только к 2050 году, так что мы пытаемся опередить на 25 лет», — поделился планами Айрат Сабирзянов.

Вопросы нефтяников будут решать на федеральном уровне

Как отметил Мидхат Шагиахметов, под федеральный закон о СЗПК не попадают инвестпроекты крупнейших предприятий Татарстана, добывающих трудноизвлекаемую нефть, производящих и перерабатывающих подакцизные нефтепродукты. Соответствующие предложения власти РТ уже направили федералам. Министр выразил надежду, что они будут поддержаны.

Важных для республики вопросов нефтяной отрасли коснулся и председатель счетной палаты РФ. Отметив сокращение объемов добычи, снижение прибыли в нефте- и газохимии в 2020 году, Алексей Кудрин указал на рост актуальности развития малотоннажной химии и на потребность в федеральной поддержке, в частности в решении вопроса по обратным акцизам на углеводороды.

«Важная совместная задача федеральных структур, региона и бизнеса — нивелирование угрозы введения трансграничного углеродного налога. Но, поскольку серьезные риски его введения есть, значит, надо заниматься и последствиями», — отметил Алексей Кудрин.

Рустам Минниханов
Фото пресс-службы президента РТ

Татарстан станет методологическим центром по работе с инвестпроектами

Умение Татарстана работать с инвесторами неоднократно получало высокую оценку на федеральном уровне. И в наступившем году министерство экономики РФ намерено взаимодействовать с республиканским ведомством в обновленном формате тесного сотрудничества.

Первый заместитель министра экономического развития РФ Андрей Иванов назвал ключевой совместной задачей федерального и республиканского ведомств на 2021 год начало упаковки и системной реализации новых инвестпроектов с общим объемом инвестиций 345 млрд рублей, из которых 150 млрд придутся на капиталовложения.

«Пока в пакете тринадцать проектов. На федеральном уровне значительный сегмент приходится на химическую промышленность, проекты в области машиностроения и социальной сферы. Нам кажется, что предложение может быть более амбициозным, предлагаем посмотреть проекты в области инфраструктуры, деревообработки и т. д.», — сказал Иванов.

Именно в Татарстане в 2021 году будут отрабатываться механизмы реализации новых инвестпроектов и создания для них условий, т. е. республика станет методологическим центром для всей страны.

И первые задачи в рамках этой работы уже определены. По словам Андрея Иванова, федеральное ведомство хочет посмотреть, как они решаются в Татарстане.

Так, необходимое информационное обеспечение инвестора для реализации нового проекта должно осуществляться по принципу одного окна в цифровом виде и включать три документа:

инвестиционная декларация субъекта, раскрывающая инвестору новые возможности и рынки;

инвестиционная карта, где бы в режиме онлайн инвестор понимал бы условия реализации проекта в любой точке республики: стоимость подключения к инфраструктуре энергетической, транспортной, логистической и финансовой – работа по обеспечению прозрачности финансовой доступности инвестпроектов уже началась с большой четверкой банков страны;

свод инвестиционных правил, показывающий, в какие сроки и с какой стоимостью можно обеспечить земельный участок, инфраструктуру и другие условия для реализации инвестпроекта.

Также федеральное ведомство сформулировало запрос на карту доступности трудовых ресурсов, чтобы инвестор в режиме онлайн мог увидеть, каким персоналом, каких специальностей и квалификаций можно воспользоваться на той или иной территории, и в какие сроки эта доступность кадров может быть обеспечена.

В числе необходимых инструментов названа и постоянно действующая связь с инвестором в режиме одного окна, которая не просто позволяет решить конкретные задачи одного проекта, но сводит и обобщает для республики и страны информацию о том, какие изменения на уровне работы госструктур и федерального законодательства необходимо обеспечить для реализации всех проектов.

Нина Максимова

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: