Новости
30 Января 2020, 08:18

Фермерам Татарстана предложили производить больше и дешевле Чтобы поставлять товар в сети

Ритейлеры ставят местным производителям высокие требования, а их товар не замечают покупатели. Чиновники предлагают сетям организовать фермерские уголки в магазинах, а фермерам — поработать над упаковкой, дизайном и логистикой.

Производители из Татарстана хотят, чтобы их товары оказались на прилавках «Магнита», «Пятерочки», «Ленты» и других федеральных сетей. При этом доля товаров из республики на полках магазинов остается незначительной. По словам менеджеров сетей, фермеры не выдерживают ценовую конкуренцию и не соблюдают требованиям по фасовке и упаковке товаров.

Минсельхозпрод РТ накануне собрал участников рынка. Вместе они обсудили, как производителям начать сотрудничать с сетями и как привлечь покупателей к своей продукции.

Татарстан продал сельхозтоваров на ₽250 млрд. Помогла логистика

По итогам 2019 года валовая стоимость сельхозтоваров из Татарстана превысила 250 млрд рублей. По словам замминистра промышленности и торговли РТ Германа Лернера, за год фермеры произвели на 74,1% больше говядины, на 47,1% — рыбы и консервов, на 31,5% — круп.

Также по итогам 2019 года выросли поставки в федеральные сети. 120 татарстанских производителей отправили в местные «Магниты» товаров на сумму 10 млрд рублей, а в магазинах за пределами республики продали на 12 млрд рублей. Среди поставщиков «Магнита»: «Алкоторг», ЗМК, тепличный комбинат «Майский», «Нэфис-Биопродукт» и «Нэфис косметикс».

В 2019 году X5 Retail Group работала с 90 поставщиками из Татарстана. Вместе они продали в республике товаров на 6 млрд рублей, а в магазинах других регионов — на 4 млрд рублей. Представитель ритейлера Тимур Баймуллин заявил, что в 2019 году изменилась логистика товаров из республики. Если раньше фермерские товары доставляли в распределительные центры в Лаишево и Высокой горе, то теперь вся продукция попадает в Новую Туру. Этот хаб быстрее и дальше доставляет товары — в том числе и за пределы Татарстана.

Фермеров не пускают из-за высоких цен

В прошлом году фермеры произвели больше товаров. Однако их доля на полках супермаркетов не выросла. Министр сельского хозяйства Марат Зяббаров предложил создавать фермерские уголки — стенды в магазинах, на которых отдельно лежат товары, произведенные в Татарстане.

Баймуллин заявил, что X5 готова помочь фермерам продвигать продукцию. В то же время, компания тщательно проверяет поставщиков: как производится товар, как его упаковывают и доставляют. Строже всего ритейлер проверяет овощи и фрукты — плоды не должны быть слишком маленькими или большими, чтобы попасть на полку.

Конечная сделка с фермером зависит от того, сколько товаров он готов отправить в магазины, по какой цене и как долго. Часто мелкие производители не могут конкурировать с крупными компаниями — фермеры производят слишком мало товаров по высокой цене. В результате магазин отказывается от их продукции. Если партнер нарушает соглашение с ритейлером, то на него налагают штрафы.

Фермерам нужно раскручивать бренд

На встрече фермеры поделились и опытом, как попасть на прилавки федеральных магазинов. Производители часто пытаются договориться с сетями и соблюдать их требования к товарам. На деле такая стратегия не всегда работает. Даже если производитель попадет на полки сети, то покупатели могут не обратить внимание на его товар. Товар с раскрученным брендом всегда пользуется большим спросом — поэтому фермерам нужно работать над рекламой и упаковкой.

Опытом поделился производитель чая из Лаишево Рамиль Яруллин — его компания «Заготовитель» начала торговлю с «Бахетле», а затем их чай попал в федеральные сети.

«Пришлось кардинально поменять упаковку продукции, ее дизайн, пересмотреть логистику и даже производственные процессы внутри компании. Но результатом этой работы стало то, что сегодня наша продукция успешно продается в более чем 30 тыс. магазинах».

Молочников агитировали выступить против «Меркурия»

Первый замминистра сельского хозяйства РТ Наиль Залаков напомнил, что с 1 июня 2020 года фермеров обяжут маркировать молочную продукцию в системе «Меркурий». Изначально производители не хотели регистрировать свои товары в новой системе — вместо этого они собирались маркировать молочку только в системе ветеринарной сертификации. В результате фермерам придется регистрировать товары в двух системах, которые дублируют друг друга. Из-за этого их расходы могут вырасти, а вместе с ними и цены на молочку в магазинах.

Залаков предложил производителям Татарстана выступить против обязательной маркировки в «Меркурии». Для этого нужно собрать статистику и показать федеральным чиновникам, какие издержки ждут фермеров и крупные компании.

Александр Токарев
Фото автора

Инвестиции в родники: зачем нефтяному Лениногорску проект Royal Spa Hotel & Wellness?

Марат Гирфанов, возглавивший Лениногорский район восемь месяцев назад, предложил АИР РТ нестандартный инвестиционный проект — создание спа-комплекса в нефтяном регионе. Подробности — на TatCenter.

Нефтяной фундамент экономики

Лениногорский район, отмечающий в этом году 70-летие, вырос буквально на нефти — его территория сформирована вокруг гигантского Ромашкинского месторождения. Основу экономики района традиционно составляют нефтедобыча и нефтесервис. Ключевыми игроками являются ПАО «Татнефть» и его структурное подразделение — НГДУ «Лениногорскнефть», а также малые нефтяные компании. В 2024 году объем инвестиций в район достиг 37 млрд рублей. Средняя заработная плата составила 76 тыс. рублей, а в нефтедобывающей отрасли она колеблется от 110 до 300 тыс.

«Получается, по инвестициям в 2023 году район был 12-й, а в 2024 занял уже седьмое место. Входит в десятку, это очень хорошая позиция для такого небольшого района», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Но нефть — не единственный двигатель экономики. В районе развиваются промпарки, в частности «Идея-Юго-Восток», промпарки на улицах Промышленной и Нагорной, а также агропромышленный парк «Виктория». Промпарки строят новые цеха, но они моментально заполняются. Общий оборот резидентов этих парков к началу 2025 года достиг.

«Вроде столько промпарков, столько возможностей, земельные участки там есть, а помещений опять нет. Мы говорим, якобы промпарки заполнены, да заполнены, нет там места вообще, земля есть, да. А помещений никаких нет», — задела постоянный вопрос республики Минуллина.

Фото: АИР РТ

Скрытый потенциал сельского хозяйства

Несмотря на промышленное доминирование — 57,4% ВТП, глава района Марат Гирфанов делает ставку на агросектор. Из 120 млрд рублей ВТП на сельское хозяйство приходится лишь 2,3%, но здесь видят потенциал: 73,4 тыс. га пашни, семеноводство, овощеводство и даже коневодство.

«Объем сельскохозяйственной выручки 3 млрд, что сравнимо со многими сельскохозяйственными районами нашей республики. Мы понимаем, что туда нужно идти. Если у нас сегодня на 3 млрд, мы уже видим, что к концу года мы выходим на 5 млрд, при этом задачу мы ставим на 7 млрд. Мы в поиске инвесторов по сельскому хозяйству», — глава Лениногорского района Марат Гирфанов.

Одна из проблем — последствия вспышки птичьего гриппа, уничтожившая Лениногорскую птицефабрику. Однако за два года предприятие по выращиванию индейки восстановлено: 36 корпусов, 1,6 млрд рублей инвестиций. Генеральный директор холдинговой компании «Чистополье» и «Лениногорской птицефабрики» Наиль Залаков поделился планами — выход в топ-6 российских производителей индейки.

аграрии урожай овощи колхоз

Рекордсмен татарстана — 263 родника в районе

Лениногорский район рекордсмен в Татарстане по количеству родников — их здесь 263. Эти водные источники открывают значительные экономические перспективы. Особый интерес представляет форелеводство — благодаря чистоте родниковой воды в районе уже создаются специализированные пруды для выращивания ценных пород рыбы.

Как бы метафорично не звучало, «из родников вытекает» еще одно стратегическое направление развития — санаторно-курортный кластер, который уже сегодня, по словам главы, составляет 9% ВТП района. Известный санаторий «Бакирово» работает с предельной загрузкой — 95%, как и «Лениногорский» санаторий.

Фото: АИР РТ

Спа-комплекс в нефтяном крае: зачем?

Идея спа-отеля в промышленном регионе кажется неожиданной. Однако Лениногорск успешно развивает туристическое направление. По словам Талии Минуллиной, санаторий «Бакирово» принимает около трети всех отдыхающих республиканской санаторно-курортной базы.

Артур Мухаметшин, директор ресторана «Бархат», представил проект двухэтажного спа-отеля Royal Spa Hotel & Wellness. Особенностью комплекса станет медицинское сопровождение: штатный терапевт будет проводить обследования и разрабатывать индивидуальные оздоровительные программы для гостей.

Фото: презентация АИР РТ

Комплекс площадью 1,5 тыс. кв. м предложит посетителям четыре сауны разных типов, массажные кабинеты, бассейн, номера с панорамными видами, ресторан, тренажерный зал и вип-зал. Санаторий можно будет посетить как разово, так и приобрести абонемент. Инвестиции в проект превышают 100 млн рублей. Ранее этот же инвестор реализовал проект ресторана «Бархат» на 150 посадочных мест с объемом вложений 70 млн рублей.

Анастасия Сорокина

Гирфанов Марат Нилевич

Руководитель исполкома Лениногорского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: