Новости
18 Сентября 2019, 17:50

Нижнекамскнефтехим предупредил о вероятности дымного горения

Предприятие объяснило это проведением капремонта на заводе этилена.

«Нижнекамскнефтехим» предупредил о возможном дымном горении 19 сентября. Предприятие объяснило это проведением капремонта на заводе этилена.

«Это вынужденная мера, связанная с подготовкой оборудования к ревизии и капитальному ремонту, целью которого является обеспечение дальнейшей стабильности работы производства», — сказано в сообщении на сайте ПАО «Нижнекамскнефтехим».

Отмечается, что при дымном горении на производстве организуют подфакельное наблюдение.

Ранее сообщалось, что в Нижнекамске ищут авторов химического запаха.

Разобраться
07 Мая 2025, 15:17

В России ждут рост отрасли промтуризма, как обстоят дела в Татарстане

Несмотря на увеличение в России спроса, промышленный туризм еще развивается. Эксперты отмечают, что для успешного продвижения отрасли регионам необходимо преодолеть преграды, связанные с бюрократией, слабой инфраструктурой и дефицитом квалифицированных гидов.

В 2025 году рост отрасли промышленного туризма в России может составить от 12% до 25%, считает эксперт Всероссийского акселератора «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Наталья Кисельникова.

«Туристов и гостей интересуют предприятия с точки зрения профориентации, они хотят посмотреть рабочие места, хотят узнать, как работают заводы, как развивается промышленность. Многие предприятия открывают свои двери для продвижения товаров и услуг, укрепления имиджа и организуют бизнес туры по обмену опытом», ­- рассказала эксперт.

Промышленный туризм – это посещение предприятий, фабрик, заводов, исторических производственных объектов. Позволяет увидеть процесс производства изнутри и узнать историю индустрии. Сочетает образовательный и развлекательный аспекты, помогает в профориентации.

Интерес к промтуризму подтверждается опросом ВЦИОМ за ноябрь 2024 года — более половины опрошенных россиян (55%) хотят посетить промышленные предприятия страны. Чаще всего их интересует, как устроено отечественное машиностроение (в том числе авиационная, космическая отрасли, автомобилестроение и кораблестроение), а также пищевая промышленность.

Развитию отрасли в России, по словам представителя АСИ, способствует реализация программы «Открытая промышленность», которая с 2023 года выходит в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Справка

Цель программы «Открытая промышленность» - продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей. В проект вошли и крупные корпорации, такие как «Норникель», «Роскосмос», «Северсталь», «Росатом» и «Сибур» ИНК.

Промтуризм Татарстана — потенциал профориентации школьников

Татарстан является одним из самых промышленно развитых регионов России, на территории республики находится множество объектов промышленного туризма, связанных с нефтедобычей, автопромом, авиацией, и другими отраслями. Большинство экскурсий направлены на профориентацию школьников, которые представляют собой кадровый резерв Татарстана.

С экскурсией можно посетить автопроизводство заводов «КАМАЗ» в Набережных Челнах и «Sollers-ЕлАЗ» в Елабуге. Ознакомиться с технологией добычи «черного золота» в музее нефти Лениногорска и корпоративном музее «Татнефти» в Альметьевске.

В Казани можно увидеть, как собирают самолеты и вертолеты, а также посетить музей порохового завода. Пищевую промышленность Татарстана представляют кондитерская фабрика «Сладонеж» и завод «Татспиртпром».

фото: пресс-служба КВЗ

«В Татарстане есть качественные программы промышленного туризма. В первую очередь это туризм на завод „КАМАЗ“, сборочное производство, музей „КАМАЗа“. Кроме этого, есть экскурсии на пивоваренный и часовой заводы Чистополя, на кондитерские комбинаты, а также на фабрики по производству меха и ювелирных украшений», — рассказал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Разнообразие предложений в сфере промтуризма имеет большой потенциал для профориентации татарстанских школьников — ознакомившись с процессами предприятий изнутри, дети могут выбрать для себя будущую профессию и выбрать соответствующее учебное заведение, считает Иванов.

Инструмент для продажи

Помимо профориентации промышленный туризм в Татарстане рассматривается, как инструмент для продажи своего продукта или технологий, рассказывает директор частного учреждения «Музей „Технологии Сохраняющие Будущее“» Татьяна Исаева.

По ее словам, разработка подробных экскурсий по предприятиям поможет действующим и будущим заказчикам вникнуть в рабочие процессы — своими глазами можно увидеть технические мощности и специальное оборудование, оценить риски, трудозатраты и экономические выгоды.

Справка

ЧУ «Музей “Технологии Сохраняющие Будущее”» располагается на территории завода трубной продукции «Инженерно-производственный центр» г.Бугульма. Занимается развитием промышленного туризма в Татарстане.

При этом заказчики, которые много лет покупают продукцию, после посещения производства узнают о продуктах, которые ранее оставались для них неизвестными. В итоге партнерство расширяется, и производитель получает еще один многомиллионный контракт.

«Они приехали, узнали, задали очень много вопросов. Среди них, безусловно, был топ-менеджмент. Ознакомившись настолько глубоко со своим поставщиком, они приняли решение о закупке новой продукции. То есть, понимаете, промышленный туризм это инструмент для продажи в том числе», — пояснила Татьяна Исаева.

фото: пресс-служба ПАО "Камаз"

Еще одним плюсом промтуризма, по мнению эксперта, является привлечение на предприятие опытных сотрудников — специалисты могут посетить вероятное место будущей работы и оценить условия: станки, отношение сотрудников, качество столовой, трудовую обстановка и т. д.

«Для меня работодатель становится потенциально привлекательным. То есть вот у промышленного туризма очень много-много различных фишек, таких инструментов, которые продвигают бренд-производителя», — резюмировала Исаева.

Бюрократические барьеры и боязнь промышленного шпионажа

Основными проблемами для развития промышленного туризма эксперты считают бюрократию и закрытость предприятий.

Бюрократические барьеры:

Организация экскурсий требует согласования с предприятиями и государственными структурами.

Оформление пропусков занимает много времени из-за строгих правил безопасности.

Отсутствие стандартизированных нормативных документов для промышленного туризма затрудняет взаимодействие между туроператорами и предприятиями.

«Если захотите попасть на какое-то предприятие, вам придется писать запрос, потом неопределенное время ждать согласования, при этом вам могут и отказать. Либо вы приедете, вас в лучшем случае заведут в две-три комнаты на предприятии и расскажут о его истории. Вы никогда не увидите производственные мощности, не увидите работников, стоящих за станками, потому что многие предприниматели к развитию промышленного туризма относятся больше как к профориентации», — объясняет Татьяна Исаева.

Фото: пресс-служба раиса РТ

Отрицательным для развития отрасли также является отсутствие инфраструктуры и дефицит квалифицированных гидов, которые должны сочетать технические знания о производстве с навыками коммуникации. Предприятия вынуждены обучать сотрудников цехов (например, технологов) ведению экскурсий, что требует дополнительных ресурсов.

Промышленные предприятия часто расположены в удалённых или промышленных зонах, где отсутствует необходимая туристическая инфраструктура:

Нет парковок для автобусов, пунктов питания, удобных зон отдыха для посетителей.

В отдалённых регионах сложности с транспортом и размещением туристов усугубляются климатическими условиями.

Нехватка сопутствующих услуг (гостиниц, сувенирных магазинов) снижает привлекательность таких туров.

Кроме того, по словам экспертов, руководители предприятий часто не думают о промтуризме, как об инструменте для продвижения своего бренда и привлечения опытных кадров. Они опасаются промышленного шпионажа, поэтому ограничивают доступ к ключевым технологическим процессам. На многих производствах запрещена фото и видеосъёмка — это снижает интерес туристов.

«Это то, с чем мы сталкиваемся, с чем мы боремся. Мы всем говорим. Ребята, да не бойтесь вы кого-то потерять. Не показывайте вы этих сотрудников, которых боитесь потерять. Не показывайте свое инновационное оборудование — создайте безопасный маршрут, но станьте открытыми», ­­- посоветовала эксперт.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: