Нет привычки покупать в Сети: как используют интернет малые города?

60% жителей глубинки никогда не покупали товары или услуги через интернет. Причины — отсутствие привычки и локальных сервисов. Все еще собираетесь покорять товарами и услугами малые города? Исследование об их цифровизации вам в помощь.

Несмотря на наличие доступа в интернет у 80% россиян, порядка 21% городского населения практически или полностью не обеспечены локальными цифровыми услугами. Согласно исследованию, в более чем 800 городах России с населением порядка 25 тысяч человек полностью отсутствуют подобные сервисы. А сервисы онлайн-заказа такси и локальные онлайн-афиши создают цифровую базу для проникновения в город онлайн-услуг.

Проникновение цифровых сервисов на территории страны сопряжено не только с появлением новой инфраструктуры, но и с изменениями в привычках горожан. И если инфраструктурная часть «цифрового неравенства» постепенно сходит на нет — даже в селах уровень проникновения интернета в домашних хозяйствах превышает 70% — то вопрос практик использования современных цифровых сервисов остается актуальным.

В малых населенных пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг.

Различия в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практиками покупок через интернет. Товары и услуги в Сети ищет только каждый третий (31%) житель малого города, в то время как в миллионниках это привычно для 52% населения.

Никогда не покупали товары или услуги через интернет в малых городах 60%, а в миллионниках — 40% горожан.

Эту особенность нельзя объяснить различиями в умении пользоваться сетью: затруднения как в малых, так и в крупных городах одинаково испытывает от 6 до 8% опрошенных. Наиболее вероятной причиной оказывается отсутствие у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям.

Треть респондентов в малых городах объясняют нежелание делать покупки через интернет «предпочтением личных покупок».

Также значительно различаются паттерны использования государственных и муниципальных онлайн-услуг.

Наиболее значимые различия наблюдаются в использовании услуг, касающихся взаимодействия именно с местными учреждениями. К ним относятся, например, запись на прием к врачу и решение вопросов в сфере ЖКХ — доля горожан, получающих такие услуги через интернет, различается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и миллионниках. В то время как количество пользователей федеральных услуг (оплата штрафов, налогов, оформление документов) в процентном соотношении практически не различается.

В малых городах — крайне низкое проникновение локальных цифровых сервисов.

Это сервисы доставки «на дом», заказа еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупки билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др. Такие сервисы предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.

На основе анализа распространенности в России популярных локальных цифровых сервисов, мы можем говорить о 7 типах городов по степени их цифровизации: от полного присутствия сервисов в 56 крупнейших городах до их полного отсутствия в 819 со средним населением в 25 тыс. человек.

Таким образом, почти 60% городского населения РФ оказываются хорошо обеспечены локальными цифровыми сервисами. Практически или полностью не обеспечены ими — 21% городского населения.

Структура предоставляемых цифровых услуг в выделенных типах городов демонстрирует, что у этого процесса сложилась внутренняя логика:

1.

Первый этап связан с появлением информационных сервисов и сервисов онлайн-заказа такси. На этом этапе происходит создание базовой цифровой инфраструктуры в городе — в том числе актуализация цифровых карт, включая информацию о локальных организациях и сервисах, их времени работы.

2.

На втором этапе в населенные пункты приходят сервисы по доставке товаров, способствуя дальнейшей интеграции этих городов в систему расселения.

3.

На третьем этапе развиваются сервисы по доставке услуг (в частности, еды), что свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства.

Так, для российских малых городов знаковым является появление двух типов сервисов: онлайн-агрегаторов такси и онлайн-афиш локальных мероприятий. Появление в городе подобных сервисов может говорить о начале цифровизации, так как создает прецедент и базу для проникновения в него остальных локальных цифровых услуг.

Справка

Всего в России 1112 городов, из них 1016 (91%) не превышают по численности 200 тыс. человек. В городах менее 200 тыс. жителей проживают 36 млн. человек, что составляет треть от всего городского населения страны.

Полная версия исследования Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси.
Итоги исследования презентованы на конференции ЦИПР-2018.

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: