Иннеса Эделева: «Жизнь Шаляпина — это часть моего сердца и моей судьбы»

Камерный шаляпинский зал — уникальный проект для Казани. Он органично соединил в себе музей Ф.И. Шаляпина и концертный зал. Седьмой год в зале, расположенном на улице Баумана в Богоявленской колокольне, проходят концерты инструментальной, вокальной и духовной музыки, экскурсии, музыкально-поэтические вечера, встречи с людьми искусства.

Директор Камерного шаляпинского зала, заслуженный работник культуры РТ, филолог и искусствовед Иннеса Эделева многие годы работает в музейной системе, считая музейное дело своим призванием.

Иннеса Эделева:

— В музей приходят работать многие, но мало кто остается надолго. Это кропотливая, малооплачиваемая, но чрезвычайно интересная работа. И если человек почувствовал интерес к музейной вещи, он никогда не уйдет из музея. «Музейщик» — особая профессия, штучная. Она сочетает в себе многие качества — ученого-исследователя, коллекционера, популяризатора, хорошего умного и яркого рассказчика, и конечно, актера. Награда музейщику — заинтересованность пришедшего посетителя, загоревшийся ответный взгляд.

Приведу пример, характерный для нашего зала. Случайно, проходя мимо, зашли к нам подвыпившие ребята. «Это что — музей что ли? Шаляпин? Архитектор он, что ли?» Мы их пригласили сесть в кресла. Они хихикали, ерничали. Я начала рассказывать о Шаляпине, о его детстве, о «шаляпинской» Казани… Ребята сосредоточились. Притихли. Загорелись глаза. Я включила запись голоса Шаляпина. Еще минут пятнадцать беседовала с ними, показывая музейные вещи. И что бы вы думали? Они уходили и зала по одной половичке, тихо и осторожно. Уходили другими людьми. И такое бывает часто. Я искреннее убеждена, что человек когда-то соприкоснувшись с личностью Шаляпина, с его наследием проникнется любовью и уважением к великому русскому певцу и человеку.

Иннеса Александровна Эделева по образованию филолог, по специальности искусствовед, музейный работник. В юности она увлекалась театром и мечтала стать актрисой. Много лет участвовала в драматической молодежной студии при Доме медработников, давшей много имен известных сегодня актеров: Вадим Кешнер, Александр Кичигин, Леонид Раменский, Герман Качин, Вадим Степанов, Наталья Тихвинская и другие. С 1968 года работала в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Автор многих методических пособий по музейной педагогике, газетных и журнальных публикаций, научных сообщений, статей и докладов. С 1999 года Иннеса Александровна Эделева возглавляет Камерный шаляпинский зал (филиал НКЦ «Казань») .

Открытый в самом центре города Камерный шаляпинский зал за короткое время стал важной составляющей культурной жизни Казани. Расскажите о том, как создавался столь уникальный для нашего города культурно-просветительный центр?

В 1998 году Казань получила из Санкт-Петербурга от известного шаляпиноведа Юрия Федоровича Котлярова прекрасную коллекцию шаляпинских вещей — около 400 единиц хранения. Это человек, фанатично влюбленный в Шаляпина, в течение жизни собирал все, что связано с именем певца: книги, газетные вырезки, документы, предметы эпохи, фотографии, пластинки, клавиры опер и, конечно, подлинные вещи, принадлежавшие певцу или его окружению. Понадобился человек, который бы занялся этой коллекцией и разработал концепцию ее показа публике. Пригласили меня, зная, что я музейщик с большим стажем, хорошо знакома с театром, музыкой, изобразительным искусством.

Мы сразу определили направленность нашей работы с котляровской коллекцией — «Шаляпин и национальная татарская культура». Шаляпин прославил во всем мире русскую культуру, русскую музыку, русский театр, Россию и свою родину — Казань. Его влияние на всю мировую культуру, в том числе русскую и татарскую, огромно. А с другой стороны, и талант и душа гениального артиста возрастали на казанской земле, на русском и татарском искусстве. Мы поставили перед собой задачу — на музейном материале раскрыть это сложное взаимодействие наследия Шаляпина с национальной татарской культурой и показать влияние национальной культуры на творчество и личность Шаляпина.

Шаляпин очень любил Казань, называя ее в письмах к Горькому «прекраснейшим городом в мире». В детскую память Федора Ивановича были заложены впечатления от пестрой городской казанской жизни, красочного татарского быта, базарной «восточной» суеты, азартных кулачных поединков русских и татарских парней на Булаке и Кабане. И неслучайно в его петербургской коллекции картин был портрет девушки-татарки, приобретенный на аукционе в Киеве. А по прошествии многих лет, он в письме в Москву из Парижа к старшей дочери Ирине просит прислать заготовку для сапог татарской работы из разноцветных сафьяновых лоскутков. «А сапоги я сделаю сам!». Очевидно, ичиги понадобились Шаляпину для костюма хана Кончака в «Князе Игоре». И, наверняка, успех Шаляпина в этой роли зависел и от впечатлений казанской жизни, ровно, как и интерес к восточной музыке. Шаляпину была известна теория вибрационного согласного звука, лежащая в ее основе. Он находил ее интересной и, более того, применял на практике. Шаляпин хорошо знал творчество Габдуллы Тукая, читал его стихи друзьям в Париже, сравнивая его поэзию и внешний облик с Лермонтовым.

В 1998 году к 125-летию со дня рождения Федора Шаляпина было принято решение установить памятник великому русскому певцу на улице Баумана рядом с Богоявленским собором, где Шаляпин был крещен. Тогда же возникла идея создать экспозицию, посвященную жизни и творчеству Федора Ивановича.

Почему для размещения музейной экспозиции была выбрана Богоявленская колокольня?

Выбрав место для памятника Шаляпину, городские власти решили организовать в пространстве улицы Баумана историко-культурный центр, посвященный певцу, — имелись в виду храм Богоявления, где Федор Иванович был крещен, сам памятник и галерея в бывших подвалах Торгового дома Е.С. Смоленцева и Н.П. Шмелева. Галерею планировалось использовать для шаляпинской экспозиции. Но разместить музей в подвальных помещениях, не приспособленных для хранения хрупких музейных материалов показалось нам не оптимальным. К тому же он был связан с откачкой подземных вод, и оказался дорогостоящим. Нам была предложена Богоявленская колокольня. И тогда возникла идея — это удлиненное помещение с высокими потолками, прекрасной акустикой, использовать как камерный концертный зал с постоянной музейной экспозицией, посвященной Федору Шаляпину.

Каменная колокольня церкви Богоявления в Казани построена на средства купца Ивана Кривоносова, который завещал в 1892 году Богоявленской церкви 35 тыс. рублей, из них 25 тыс. — на строительство колокольни. Проект был разработан архитектором Генрихом Рушем в 1894 году. Наблюдение за постройкой колокольни было возложено на младшего архитектора и гражданского инженера Митрофана Михайлова. Строительство колокольни начато в апреле 1895 года. Особенно долго и тщательно укреплялся котлован и закладывался фундамент (10 тыс. рублей). Железный с позолотой крест в 17 пудов весом был водружен на колокольню 17 августа 1897 года, а конце 1897 года сняты леса. 1 октября 1900 года был торжественно осуществлен подъем колокола весом 526 пудов, пожертвованного И.С. и Е.А. Кривоносовыми. Колокольня использовалась как звонница и как храмовое помещение. В 1920—1990-е годы здание колокольни использовалось под склады, магазины, мастерские — в том числе, архитектурные. В 1999 году Богоявленская колокольня была отреставрирована (автор проекта — Светлана Тиунова). В августе 1999 года во втором ярусе колокольни был открыт Камерный шаляпинский зал, филиал Национального культурного центра «Казань».

Иннеса Эделева:

— Любопытно, что о Богоявленской колокольне часто вспоминали в нашей семье. Мой отец Александр Иванович Эделев был инженером, он всю свою жизнь занимался строительством. Его инженерная мысль работала всегда очень четко, им было запатентовано около 200 рационализаторских предложений. И когда после войны городские власти предполагали снести колокольню — это культовое здание, моему отцу было предложено разработать проект разрушения. Однако отцу удалось убедить председателя Горсовета отказаться от этой идеи, тем более, что кирпичная кладка была выполнена добротно, а разрушение колокольни повлекло бы большие материальные потери.

Все, что происходит в зале — каждая экскурсия, каждая творческая встреча, каждый концерт — связывается с именем великого русского певца, оценивается по «шаляпинским» меркам. До открытия зала шаляпинская тематика была вам близка?

Я была хорошо знакома с творчеством Шаляпина. У нас в семье было много пластинок с записью его голоса. В юности я слышала прекрасные передачи о Шаляпине по радио. Как жаль, что их сейчас нет!

Занимаясь вплотную наследием Шаляпина, слушая рассказы о Шаляпине, его семье, его окружении из уст Ирины Федоровны, директора Кисловодского художественного музея Владимира Секлюцкого, коллекционеров Ю.Ф. Котлярова и Ю.А. Пономаренко, прочитав огромное количество воспоминаний и литературы о Шаляпине, я чувствую, что его жизнь — это часть моего сердца и моей судьбы. Имя Шаляпина, вы правы, обязывает. Концертная деятельность зала определяется содержанием нашего экспозиционного материала. Отсюда родились циклы музыкально-литературных вечеров и встреч: «Древне-русские традиции на казанской земле (иконопись, архитектура, духовное пение)», «Век Шаляпина: деятели культуры серебряного века», «Шаляпин — быль и легенды», «Шаляпин — его трагедия и величие» и так далее.

В публикации журнала «Казань» об искусствоведе Галине Аркадьевне Могильниковой, вы писали, что она сыграла большую роль в вашем становлении, что пониманию сути и стиля музейной жизни вы учились именно у нее. А кто еще для вас был учителем в профессии и в жизни?

Юрий Иванович Петров — бывший директор музея изобразительных искусств. Знаете, есть директора, которые мешают работать. А Юрий Иванович не то, чтобы активно помогал, он помогал, не мешая. Это очень важно в работе. Могу назвать с благодарностью моего коллегу по музею и друга Анатолия Диомидовича Сысоева. Назову Галину Александровну Вишневскую. Она в университете читала курс литературы первой половины XIX века. Именно Галина Александровна заложила подлинный интерес к литературе, поэзии и театру.

Основой экспозиции зала стала коллекция, приобретенная у Юрия Котлярова. Пополняется ли экспозиция зала в настоящее время?

Постоянно. В январе мы показывали выставку работ детского творчества «Рождественская сказка», а затем прошла выставка батика — работ учителей этих детей. Два батика — один с изображением здания дореволюционного городского театра, второй с изображением современного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля — мы специально заказали и затем приобрели. После выставки фотографий из коллекций Рустема Ахметова и Абдуллы Дубина «Шаляпинская Казань: город и горожане» мы закупили почти всю авторскую коллекцию. Сейчас у нас в реставрации находится двустворчатый альбом в стиле модерн. Очень красивый, с тиснением по коже и барельефными металлическими украшениями. И мы решили приобретенные открытки разместить в этом альбоме, получится «виртуальная экскурсия по шаляпинской Казани».

К 1000-летию Казани нам были выделены средства, и мы пополнили фонд музея. У коллекционеров приобрели великолепный ювелирной работы нож для разрезания бумаги. Купили первое и единственное издание Льва Мея, автора либретто оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова. Очень интересное приобретение — фотография служащих земской управы, где работал переписчиком бумаг отец Шаляпина и сам Федор Иванович. Купили чемодан дорожный, не шаляпинский — реквизит той эпохи, но он очень гармонично вписывается в шаляпинский образ жизни.

В одной из статей, размещенных на сайте Камерного шаляпинского зала, было сказано, что городские власти не балуют вас своим вниманием: так, зимой не работало отопление, не созданы условия для хранения экспозиционных материалов. На сегодняшний день ситуация изменилась?

Власти нам помогали и помогают всегда. Перед открытием зала здание колокольни находилось в плачевном состоянии. Буквально за неделю был сделан ремонт, было заказано оборудование, витрины, кресла. Правда, долго, всю зиму 2000 года, не было тепла, не было инструмента для концертных программ. Ближе к апрелю-маю префектура провела отопление. Летом мы купили рояль, и можно было уже работать.

Наш зал, конечно, уникальный. Я интересовалась — ни в одной стране мира подобного зала нет. Здесь легко дышится, хорошо работается, здесь удивительная аура, благоприятная для творчества.

Тем не менее, легко и спокойно работать Камерному шаляпинскому залу мешает затянувшийся конфликт с православным Богоявленским приходом г. Казани, который требует от городских властей вернуть колокольню Богоявленского собора верующим. Руководство Богоявленского собора недовольно тем, что в здании колокольни размещен концертный зал, что в алтаре храма на месте престола стоит рояль, а вместо иконы висит портрет Шаляпина. Иннеса Александровна хранит афиши зала, перечеркнутые фломастером с надписями «кощунство», «богохульство», «позор», рассказывает, как несколько раз работники зала не могли попасть в здание, потому что были испорчены замки, вспоминает об оскорблениях и даже угрозах в адрес своих коллег.

От компромиссных вариантов решения проблемы, предложенных городскими властями — сочетать колокольный звон с работой учреждения культуры или восстановить старую колокольню, утраченную в 1909 году, — церковь решительно отказывается.

Иннеса Эделева:

— На мой взгляд, все, что делается в нашем зале, служит нравственному и духовному просвещению людей. Я, как куратор зала, просто честно делаю свое дело. Пусть для Камерного шаляпинского зала найдут место, адекватное этому помещению, и мы переедем. Совсем недавно я получила письмо от имам-хатиба одной уфимской мечети. Он побывал у нас в дни празднования 1000-летия Казани. В шаляпинском зале он провел около двух часов. Сидел под куполом колокольни, сделал запись в гостевой книге, очень внимательно ознакомился с экспозицией, прочитал все наши афиши. Через две недели мы получили очень теплое и искреннее благодарственное письмо в адрес администрации зала. Это дорогого стоит. Ради этого мы и работаем.

При Камерном шаляпинском зале действует музыкально-литературный клуб, идейным вдохновителем которого являетесь вы. Но есть мнение, что прошли времена, когда поэты, чтецы собирали полные залы…

На литературные вечера к нам приходят те, кто по-настоящему интересуется поэзией — публика от 40 до 60 лет. Среди молодежи ценителей мало, современная молодежь вообще мало читает. А поэзия шаляпинской эпохи, поэзия серебряного века требует особого понимания. Тем не менее, публика у нас постоянная — это 60 человек, из них многие посещают клуб со времени его основания. Литературному клубу в марте исполнится 10 лет. Начинался он еще в музее Горького как литературное кафе «Бродячая собака», и нам, думается, удалось наполнить его новым содержанием. Наш клуб сейчас носит название «ЛиМуК» — Литературно-Музыкальный Клуб. Клубные вечера камерные, они проходят в русле интереса к поэзии серебряного века, к эпохе Шаляпина. Ведет их Вадим Кешнер, я пишу сценарии и в какой-то степени реализую свою тягу к актерству.

Расскажите о планах шаляпинского зала.

28 октября состоится очередной вечер в литературно-музыкальном клубе «ЛиМуК» -«Любовь поэтов: от золотого века к серебряному».

Уже третий год в зале идет лекторий для детей «Первые шаги в мир культуры». В этом году встречи, которые мы проводим с детским писателем Борисом Вайнером, посвящены миру сказки, шедеврам мировой детской литературы.

Выставка «Казанские дворики» сменится выставкой дореволюционных открыток «Почтовые арабески» из авторской коллекции Абдуллы Дубина.

А потом мы планируем организовать выставку-распродажу авторских новогодних рождественских открыток. Я уже обратилась с призывом к художникам подготовить для зала такие недорогие открытки в одном-двух экземплярах.

Каждый год в декабре-январе мы делаем проект «Рождество в Камерном шаляпинском зале». Нынче это будет концертная программа струнного трио «Вернисаж», выступление камерного оркестра духовной музыки «Возрождение» — «Мелодии рождественской ночи», новый концерт квартета Раифского монастыря «Притча» и, конечно, рождественская шаляпинская елка для детей. Дети — самые желанные гости Камерного шаляпинского зала. Нашу публику перед новым годом мы порадуем несколькими сюрпризами. Нам самим все это очень нравится. Именно так мы стараемся работать.

В день рождения Шаляпина мы выдвинем на авансцену граммофон — один из самых красивых экспонатов зала, возьмем заветную пластинку Шаляпина 1912 года, и будем слушать его изумительный, неповторимый голос.

А на первое апреля у нас запланирован литературно-музыкальный вечер «Шаляпин смеется».

Новости
07 Мая 2024, 13:19

Казанский аэропорт потратит на охрану ₽910 тыс.

Контракт будет действовать 12 месяцев.

АО «Международный аэропорт «Казань» объявило тендер на поиск охранного предприятия для предоставления услуг на протяжении одного года. Стоимость контракта составляет 910 тыс. рублей, он начнет действовать с 6 июля 2024 года. Техническое задание включает в себя:

сопровождение сотрудником исполнителя кассира заказчика при проведении инкассации паркоматов и пунктов осуществления платежей, находящихся на территории аэропорта;

обеспечение безопасности имущества и денежных средств заказчика, включая их транспортировку;

контроль общественного порядка на территории, прилегающей к паркоматам и платежным пунктам во время инкассации.

Напомним, реконструкция перрона в Казанском аэропорту завершится к 1 октября. На эти цели выделили 3,75 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: