— Антон Олегович, какими будут ваши первые шаги на новой должности? Стоит ли ожидать кадровых решений?
— Существующая команда работает эффективно и нареканий к ним нет. Сейчас одна из главных задач казанского IТ-парка — наладить эффективное взаимодействие с «Иннополисом» и планомерно развивать нашу площадку в Набережных Челнах.
— Будет ли перераспределение средств, что-то новое планируете?
— Я пока не готов говорить о глобальных новшествах и перераспределении средств. Надо войти в курс дел. Понятно, что той прибыли, которая сейчас есть у управляющей компании, на какие-то глобальные новшества не хватит. Но и от повседневных усилий по совершенствованию среды, повышению комфорта для работающих в IТ-парке тоже много пользы. Ведь для стартапов, начинающих компаний, очень нужно движение, общение, взаимодействие друг с другом.
Надо увеличивать мощность дата-центра. Это крайне эффективная и перспективная часть инфраструктуры казанского IТ-парка. Тем более, что в «Иннополисе» и челнинском IТ-парке строить отдельные дата-центры не планируется. В этом нет необходимости — при существующих хороших каналах связи можно эффективно использовать мощности дата-центра казанского IТ-парка. Все инженеры здесь, они просто снимают трубку телефона и говорят, что нужно делать, в случае необходимости. На уровне технической поддержки все можно без проблем решить удаленно.
— Не до конца понятно, какие задачи ставятся перед вами. Роман Шайхутдинов упомянул желание увеличить доходность управляющей компании IТ-парка. С другой стороны министр сказал, что если у IТ-парка остается прибыль — это его недоработка, значит, не все возможности были реализованы для создания условий для компаний, работающих в IТ-парке.
— Я думаю, нужно будет найти баланс между стремлением сделать IТ-парк более рентабельным бизнес-проектом и развитием инфраструктуры. Сделать IТ-парк высокоприбыльным бизнесом очень сложно. Собственность государственная, а государство преследует в этих проектах в первую очередь инфраструктурные цели, нет даже форм отчетности таких — о прибылях и убытках. В этих условиях сложно выстроить правильно финансовое управление. Но мы постараемся.
— А ставится перед вами какая-то планка: например, был 25% уровень рентабельности, надо через год достичь 35% …
— Пока четкий KPI (англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности — прим. ред.) мне не обозначен. Я думаю, это произойдет в ближайшее время. Вопрос в том, к чему этот критерий будет привязан — к прибыли или к количеству успешных проектов, которые вышли из IТ-парка и переехали в «Иннополис». Потому что есть уже некоторые компании, которые в IТ-парк уже не влезают. Это вопрос правильной политики роста и миграции компаний.
— Насколько я понял, стоит задача интеграции технопарков Казани и Набережных Челнов с «Иннополисом» в единую систему?
— Да. Сейчас молодым компаниям, которые вышли за рамки стартапов, некуда расти. В бизнес-инкубаторе IТ-парка они сидят в помещении площадью 15 кв. м, где шесть рабочих мест. А они готовы уже набирать штат 20−30 человек и брать площади порядка 100 кв. м. Но мы их не можем предложить. Обратная сторона медали успеха казанского IТ-парка — отсутствие свободных площадей. Вот поэтому мы ускоряем реализацию проекта «Иннополис». Сначала первый этап проекта планировалось реализовать к 2018 году, потом — в 2015 году, сейчас мы говорим о конце 2014 года. К тому периоду мы уже должны наладить весь процесс.
— Предполагается, что те фирмы, которые выросли из масштабов IТ-парка, переедут в «Иннополис»?
— Именно так.
— А сколько сейчас таких компаний?
— Как минимум два резидента казанского IТ-парка заключили рамочное соглашение с «Иннополисом».
— И они готовы переезжать в чистое поле?
— Уже на первом этапе вся инфраструктура «Иннополиса» будет построена, включая социальную — там будет и детский сад, и школа, и торговый центр. Будет построено жилье разного класса, будут многоэтажные дома, дороги, парки…
— Неужели все это построят за год с небольшим?
— Построят! Если не к концу 2014, то к началу 2015 года — уж точно. Темпы строительства очень высокие. Подготовка к Универсиаде доказала, что наши строители могут строить быстро и качественно.
— Двух компаний для «Иннополиса» маловато будет…
— Разумеется, это только небольшая часть. Мы ведем активные переговоры с большим количеством российских и зарубежных компаний. Уже более пятнадцати крупных компаний готовы к моменту открытия «Иннополиса» начинать туда переезжать.
— Что это за компании — российские ли зарубежные?
— Большей частью — российские. «Иннополис» в первую очередь создается не для иностранных компаний, у которых и так все хорошо. Мы хотим развивать до уровня крупных мировых компаний свои, российские, у которых есть потенциал роста. Татарстанские ещё в большем приоритете — нам нужно республиканский IТ-кластер развивать.
— Чем «Иннополис» привлекает IТ-компании?
— С коммерческой точки зрения выгода от участия в проекте «Иннополис» очевидна, особенно для московских IТ-компаний. В Москве люди просто устали от пробок, баснословно высоких цен на жилье. Как правило, компания, которая приглашает сотрудников из других регионов, компенсирует оплату аренды жилья. Если сравнивать Москву и «Иннополис», то разница в затратах на жилье может превышать 2−3 раза. Плюс экономия на налогах на доходы и имущество, социальных отчислениях — всего того, что предлагается в рамках особой экономической зоны.
Кроме финансовой экономии, «Иннополис» гарантирует более высокую эффективность работы персонала компаний. Здесь сотрудники будут жить в шаговой доступности от работы. Почему такие гиганты, как Google и Microsoft построили свои городки — кампусы? Они сделали это для того, чтобы синергия от общения и обмена информацией происходила не только на рабочем месте. Гениальные мысли могут приходить не только в офисе, но и по дороге на работу или с работы. Можно зайти по дороге в какое-то кафе, посидеть в парке на лавочке, выйти на берег реки, позагорать на траве, а зимой покататься на лыжах. Проект «Иннополис» предусматривает такую комфортную среду для отдыха и работы. Так что я думаю, с наполняемостью «Иннополиса» всё будет хорошо.
— Каков будет экономический эффект для Татарстана от реализации этого проекта?
— Главный ожидаемый экономический эффект — огромные налоговые поступления. Но о конкретных цифрах трудно пока говорить.
— Ну, хотя бы можно сказать, сравнимы ли они будут с показателями «Татнефти»?
— Сложно сказать, какой будет «Татнефть» к 2025 году. Неизвестно, что произойдет в мире, что будет с ценой на нефть. Сейчас мы стоим на пороге серьёзных изменений в мировой экономике. Тревожит то, что по темпам развития информационных технологий Россию опережают не только развитые страны, но и государства, входящие в БРИКС.
— Не поздно ли мы схватились за развитие информационных технологий? Специалисты говорят, что эпоха начавшегося еще в 70-е годы прошлого века пятого технологического уклада, опирающегося на достижения в области микроэлектроники, информатики и телекоммуникаций, завершается. Может, имеет смысл все силы направить на «оседлание» следующего, только что начавшегося, шестого технологического уклада, ключевыми факторами которого являются нано- и биотехнологии?
— Лучше поздно, чем никогда. Не освоив информационные технологии, невозможно двигаться дальше. По экспертным оценкам, по крайней мере в горизонте планирования до 2030 года, информационные технологии будут определять темпы развития всей экономики. Мировая практика показывает, что новые, прорывные достижения происходят на стыке наук. И без информационных технологий прорыва не достичь. К тому же, «Иннополис» — в первую очередь это инновационная среда, которая не задает границ развитию знаний. Например, сейчас компании специализируются на IТ, а через два года некоторые из них найдут новые прорывные ниши. Я не исключаю, что в «Иннополисе» появятся компании, которые будут заниматься разработкой новых технологий, таких как 3D-принтеров, нанотехнологий, робототехники
Кстати, в создаваемом в «Иннополисе» IТ-университете будет целый факультет робототехники. Подробнее об этом могут рассказать те, кто непосредственно занимается IТ-университетом, но насколько я знаю, там все будет очень серьезно. Это направление крайне интересное и перспективное.
«где Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: