В 2014 году в рамках 294-ФЗ в Татарстане проведено более 50 тыс. проверок. С 1 июля в России заработал единый реестр проверок предпринимателей, оператором которого стала Генеральная прокуратура РФ.
В реестре должны будут заранее регистрироваться как плановые, так и неплановые проверки бизнесменов. Ожидается, что данные помогут проанализировать информацию о количестве и качестве бизнес-проверок в тех или иных сферах.
Корреспондент портала TatCenter.ru встретился с уполномоченным при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимуром Нагумановым и выяснил, как работает система, чем она может быть полезной для бизнеса и действительно ли реестр способен искоренить злоупотребления контролеров.
Полную версию интервью смотрите на видео
— Тимур Дмитриевич, расскажите, что собой представляет реестр? Информация о каких проверках будет в него поступать?
— В реестр будет поступать информация о плановых и неплановых проверках. Изначально на уровне федеральной власти было поставлено два ключевых вопроса. Во-первых, нужно оградить предпринимателей от проверок, которые никем не согласованы и проводятся по собственной инициативе проверяющего. Во-вторых, необходимо создать единую базу данных всех проверок, которой не существовало. Когда мы задаемся вопросом, сколько бизнес проверяли в той или иной сфере, даже бизнес-омбудсменам необходимо около месяца, чтобы проанализировать все, что происходило за прошлый год. Формирование базы данных и исключение неправомерных проверок — два основных функционала, которые будет выполнять реестр.
— Какие ведомства будут иметь доступ к реестру?
— Этот проект реализуется Генпрокуратурой РФ совместно с минэкономразвития и федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Доступ к базе будут иметь абсолютно все контролирующие органы, которые проверяют бизнес. Они будут заносить в базу информацию о проверках. Также доступ к реестру будут иметь прокуратура и бизнес-омбудсмены по всей стране.
— А бизнес?
— Вопрос доступа бизнеса к реестру сейчас очень активно обсуждается. Однозначно он будет. Но скорее всего, в режиме «Личного кабинета». Чтобы получать информацию о проверках, которые проводились и будут проводиться в отношении конкретного предпринимателя — в отношении владельца «Личного кабинета», но ни кого-то из коллег и конкурентов.
— Реестр заработал в России с июля. Можно ли уже сегодня проверить информацию о проверках?
— На самом деле система сейчас находится в стадии разработки. Пилотную апробацию системы планируется завершить в текущем году. В следующем году планируется перейти к постоянной эксплуатации со всем функционалом, который возможен.
— Как на практике реестр может помочь предпринимателям? Видите ли Вы минусы системы?
— Минусов, честно говоря, я не вижу. Наличие информации — это всегда хорошо. Сегодня мы, напротив, видим вакуум, отсутствие информации. Реестр однозначно оградит предпринимателей от незаконных проверок, позволит упростить предпринимателю процедуру обжалования результатов и защиты своих прав после проведения проверок. Если же брать бизнес в целом, реестр поможет нам вместе с общественными объединениями проводить комплексную защиту предпринимателей — бизнес-омбудсмены смогут получать аналитику, информацию, видеть общую картину и вести конструктивный диалог со всеми контролирующими органами, чтобы уменьшать прессинг на бизнес с их стороны.
— Если факт проверки не подтвержден информацией в реестре, как должен действовать предприниматель?
— Он имеет полное право не пустить надзорные органы и пожаловаться на их действия в прокуратуру.
— Тимур Дмитриевич, в Татарстане ведь уже есть аналог федерального реестра…
— Да. У нас в республике работа началась несколько лет назад, когда на федеральном уровне этого реестра еще и в помине не было. Мы уже полгода как запустили пилотный проект. Пока доступ туда имеют три органа — Роспотребнадзор, управление федерального пожарного надзора и министерство экологии РТ. Мы уже полгода работаем с этими ведомствами в пилотном проекте — единый реестр актов реагирования контрольно-надзорны
х органов на территории РТ. Это не совсем аналог федерального реестра. Однако татарстанская система содержит полностью тот функционал, который предполагает федеральный реестр. Но, во-первых, наша система запущена раньше, во-вторых, она содержит расширенный аналитический блок. Система уже работает, и мы вот-вот получим данные за первое полугодие 2015 года по проверкам трех указанных ведомств. Кроме того, мы планируем развивать систему и на муниципальном уровне. Поскольку на федеральном уровне принято решение, что муниципалитеты будут подключаться к реестру в лучшем случае в следующем году, а скорее всего, и вовсе с 2017 года. Мы же в Татарстане имеем все возможности сделать это быстрее.
— Данные федерального и республиканского реестров будут дублироваться?
— Республиканский продукт мы планируем до конца текущего года запустить в полную эксплуатацию, у нас все для этого имеется. В дальнейшем мы намерены интегрировать систему в федеральный реестр проверок — сейчас в Москве на федеральном уровне ведем эту работу.
— Есть результаты?
— Мы получили одобрение от большинства коллег, прокуратуры РФ и министерства экономического развития, чтобы реестр, разработанный в Татарстане, был просто интегрирован в федеральный. Это избавит от двойной работы. Мы хотим, чтобы данные республиканской системы автоматом попадали в федеральный реестр.
— Возвращаясь к федеральному проекту… Тимур Дмитриевич, Вы верите, что единый реестр поможет избежать злоупотреблений со стороны контролеров?
— Надо понимать, что реестр — это лишь один из элементов большой работы, которая проводится в последние годы. В России и в Татарстане идет сокращение количества плановых проверок. Со следующего года предполагается фактически отмена проверок малого бизнеса, проверки за определенными исключениями будут проходить в отношении субъектов среднего и крупного бизнеса. Сокращается и объем неплановых проверок. Это факты, с которыми мы сегодня живем.
Однако есть другая проблема, которую реестр пока не в состоянии решить — многие контролирующие органы не согласовывают проверки с прокуратурой, хотя обычно декларируется, что они должны это делать. Мы считаем, что позиция не совсем правильная, ее надо менять на законодательном уровне, необходимо усилить роль прокуратуры. Это еще один из элементов, который мы активно продвигаем, но пока, к сожалению, результата не добились.
Еще одна проблема, которую предстоит решить, в том числе в рамках единого реестра проверок, заключается в том, что многие органы сразу проводят административное расследование, минуя проверки. Результатом этого являются многочисленные штрафы для бизнеса. К примеру, в Казани этим активно пользуется административно-техническая инспекция. Они вообще не проводят проверок — они проводят административные расследования. Это другая форма, она более удобна иногда даже для самого бизнеса. Но и проверки и административные расследования необходимо приводить в единое соответствие. Реестр, как база данных, призван в дальнейшем решить и эту проблему.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: