Директора национальных школ, руководители управлений образования, представители общественных организаций и депутаты Госсовета РТ собрались 11 октября за круглым столом для обсуждения вопросов эффективного изучения государственных языков, а также сохранения и развития языков, культур других народностей, компактно проживающих на территории республики.
По данным министерства образования и науки РТ год назад в Татарстане функционировало 928 образовательных учреждений с русским языком обучения, 966 — с татарским, 118 — с чувашским. Сегодня осталось только 823 учебных заведения с русским языком обучения, в 852 школах изучают татарский язык, в 97 — чувашский. Примерно такие же показатели снижения в количественном отношении и других национальных школах: удмуртский 34 (год назад — 37), марийский 18 (было 20), мордовский 3 (было 5). Неизменным осталось только количество ОУ, где изучаются иврит (1 школа) и башкирский язык (1 школа), сообщил Мустафин. На процесс снижения, по его мнению, также влияет уменьшение количества малокомплектных школ в связи с реструктуризацией учреждений образования.
Данил Мустафин:
— Если говорить об охвате обучения на родных языках, то обучение на татарском языке у нас немного снизилось и составило 44, 43% (было 46, 13%), чувашский язык стали изучать чуть больше, в изучении удмуртского, марийского и мордовского также наблюдаются небольшие изменения в минусовую сторону.
Говоря о причинах снижения охвата школьников, обучающихся на татарском языке, Мустафин отметил, что «актуальным вопросом является обеспечение доступности и привлекательности языка». Разработка доступных программ должна стать предметом деятельности каждого преподавателя. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять современные технологии по обучению языкам и активная работа в этом направлении проводится. Сокращен объем требуемых теоретических знаний, большее внимание уделяется практическому изучению языка. В этой связи основной упор делается на качественное дошкольное образование, внедряются развивающие игры нового поколения, изданы сборники художественных произведений для детей на татарском языке.
Представители управлений образований и директора национальных школ рассказывали о своих успехах и проблемах, отчитывались, пользуясь возможностью, о проделанной работе и специфике некоторых проблем в сельской местности. Все дружно сетовали на острую нехватку учебников на татарском и других национальных языках. Директор МБОУ «Гимназия с. Большой Сардек» Кукморского муниципального района Ильсур Кашапов задался почти риторическим вопросом: «В школах не хватает книг, а в Казани книги на татарском языке валяются в подвалах. Это что за отношение?»
Руководители других национальных образовательных учреждений сошлись во мнении, что любовь к своему народу и своему языку должна базироваться на уважении к национальной культуре других народов. Полное приобщение к национальной культуре своего народа невозможно без знания родного языка. Школьники, обучающиеся в чувашской, марийской, удмуртской и мордовской школах изучают по четыре языка: родной, татарский, русский и английский, что, несомненно, обогащает их внутреннюю культуру и развивает кругозор. Прозвучал также и призыв добиваться отмены приказа № 362 Миобрнауки РФ, согласно которому все обязаны сдавать ЕГЭ на русском языке независимо от того, на каком языке они проходили обучение в школе.
Президент Ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Наиль Туктамышов предостерег от сведения серьезной проблемы изучения и развития языка только к узкой филологической проблеме. Нельзя зацикливаться только на вопросе: «Сколько часов отведено на изучение татарского языка или литературы?2 Вопрос, по его мнению, нужно рассматривать гораздо шире.
Начальник Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Александр Терентьев заметил, что закрываются не только национальные школы. Он обратил внимание, что «сегодня нет никаких сдерживающих факторов» для развития национального образования внутри республики. Задача о необходимости изучения языков и сохранения начальной школы в каждом населенном пункте президентом чет
ко сформулирована.
Подводя итоги круглого стола, председатель комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев подчеркнул, что на развитие образования в бюджете республики на будущий год заложено около 6 млрд. рублей. При таком отношении нельзя допускать дальнейшего снижения охвата обучением на родном языке. Руководство Татарстана, по мнению Разиля Валеева, возлагает большие надежды на федеральный закон «Об образовании», который в настоящий момент в Государственной Думе готовится к рассмотрению и к которому депутаты Госсовета РТ представят свои поправки.
Мухтар Магомедгаджиев
Фото с сайта Госсовета РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: