Об этом стало известно на брифинге в кабинете министров РТ. Напомним, в сентябре в Казани участились акции протеста против повышения цен на топливо. Так, 20 сентября выступили представители профсоюзов РТ, а через четыре дня митинг провела федерация автомобилистов. Первые отправили в адрес руководства Татарстана ряд предложений по прекращению роста цен и улучшению качества топлива. Между тем, опасения автовладельцев не беспочвенны. В ряде регионов, например, в Калининградской области снова начались проблемы с обеспечением бензином.
26 сентября республиканская рабочая группа по мониторингу цен на нефтепродукты сравнила стоимость топлива на АЗС. За неделю с 20 сентября в Самаре цены на дизельное топливо выросли на 20 копеек, а в Удмуртии снизились на 1 рубль на АИ-95 и АИ-92 — на 90 копеек. В остальных регионах ПФО и в РТ за этот период розничные цены в основном остались неизменными. Так, если средняя цена в ПФО на А-80 составляет 24,87 рублей, то в Татарстане немного выше 25 рублей. Стоимость АИ-92 практически равна средней по округу 26,94 рубля, а в республике — 26,90 рублей. Цена на АИ-95 от средней по ПФО отличается на 4 копейки и равна 28,70 рублям. Дизельное топливо в Татарстане стоит 25,30 рублей, а средняя цена по округу 25,47 рублей.
Между тем, в республике на АЗС совершенно разные цены. Например, такие заправки, как «Таиф-НК Татарстан» продают бензин по низким ценам, поскольку топливо они завозятся на АЗС сразу с «ТАИФ-НК», нигде его не храня. Также они выигрывают на том, что активизировали свои расходы, в частности, кредиты. Кроме того, на частных АЗС цены выше, чем средняя максимальная стоимость бензина. «Такие заправки не придерживаются рекомендаций республиканской рабочей группы по мониторингу цен на нефтепродукты», считает Роберт Гилязиев, начальник ГУ «Управление рационального использования ТЭР в Республике Татарстан». Впрочем, таких АЗС немного, не более 5%.
Роберт Гилязиев:
— В Татарстане работает 961 АЗС, из них реализацией жидкого моторного топлива занимаются 644 заправки. На некоторых участках дороги они располагаются на расстоянии 200−500 км друг от друга. Например, на расстоянии от Арска до Казани, которое составляет 60 км, можно заправиться на 14 АЗС, еще одна строится. Так что выбор, где заправиться у жителей Татарстана есть. В Высокогорском районе на частной заправке «Чулпан» цены на топливо выше, чем у рядом стоящей АЗС «Автодорстрой», но потребители все равно заправляются на первой АЗС. Следовательно, некоторых цены на бензин устраивают. В целом стоимость топлива в нашей республике пока не значительно, но ниже среднемаксимального уровня в ПФО.
По словам Роберта Гилязиева, повышение розничных цен на бензин происходит соразмерно повышению оптовых. Если в целом по РФ с сентября 2010 по август этого года цены выросли на 17,3%, то в РТ — на 16,3%, то же самое касается и дизельного топлива, которое по России выросло на 29,4%, а в РТ на 28,1%. Начальник ГУ «Управления рационального использования ТЭР в Республике Татарстан» объясняет это тем, что значительную часть моторного топлива АЗС получают из «ТАИФ-НК». Поэтому затраты на транспортные расходы получаются ниже, чем если бы бензин завозили из других регионов. Например, стоимость перевозки одной тонны нефтепродуктов из Уфы составляет 1,5−1,6 тыс. рублей, а перевозка тонны топлива железнодорожным транспортом из Нижнекамска — 1 тыс. рублей, но самая дешевая транспортировка бензовозами — 700−800 рублей за тонну.
Отмечая необходимость работы группы по мониторингу цен на нефтерподукты, Роберт Гилязиев заявил, что к ним поступали заявки на повышение цен на топливо от Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, «Автодорстроя», «ХК «Татнефтьпродукт». Но рабочая группа приняла решение о продаже топлива не более, чем за 25 рублей. По прогнозу Гилязиева, после сентябрьского повышения, цена на бензин должна стабилизоваться. «Мы не прогнозируем перебои с топливом как в других регионах, и в ближайшие три месяца цены, скорее всего, не будут повышаться», — заявил он.
На топливном рынке снижается рост оптовой цены на нефтепродукты
В свою очередь Ринат Сабиров, помощник президента Республики Татарстан, отметил, что торговать нефтерподуктами на внутреннем российском рынке выгоднее, чем на внешнем. Так, за последние пять лет в России производство бензина выросло на 12,8
%, а потребление — на 22,6%, выпуск дизельного топлива увеличился на 17,4%, внутренний спрос на него — на 20%. Между тем, мазут, который ранее активно шел на экспорт, сейчас уходит на внутреннюю переработку, что привело к стабилизации на рынке.
Кроме того, в августе-сентябре 2011 года 13 НПЗ находятся на стадии плановых ремонтных работ, в то время как на их долю приходится 47% всей установленной мощности нефтеперерабатывающей промышленности России. Ремонт на некоторых НПЗ может продлиться до декабря. Между тем, независимые АЗС, занимающие 56−60% розничного рынка нефтепродуктов в России поставлены в неравные условия с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК), получая сокращенный объем моторного топлива. Причиной этому было требование Правительства РФ к ВИНКам выставить на бирже не менее 15% предназначенного для внутреннего рынка топлива и выросшее на 26% задание на обеспечение по льготным ценам сельхозтоваропроизводителей в 2011 году.
Ринат Сабиров:
— Что касается перспективы, то у нас будет рост добычи нефти, уменьшение экспорта и значительная нефтепереработка. Кроме того, правительство РФ продлило до конца этого года разрешение на производство топлива класса Евро-2, а его запрет был одной из причин дефицита бензина в начале этого года. Использование Евро-3 продлили на три года. Что говорит о том, что у нас есть бензин на топливном рынке. Все свидетельствует о стабилизации цен, к тому же на трех биржах идет тенденция снижения роста оптовой цены на нефтепродукты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: