— Ильсур Раисович, почему строительство метро ведется не поступательно — от действующей станции к новым, а наоборот? Ведь станция «Заводская» находится через две от введенной уже в эксплуатацию «Козьей слободы».
— Метростроевцы говорят, что им легче строить, глядя на Кремль. А если серьезно, они как профессионалы определяют технологию строительства, мы им полностью доверяем. По запланированным станциям второй очереди первой линии — «Декабристов», «Московская» и «Заводская» — вопросов нет. Все три будут сданы к лету 2013 года. В итоге мы свяжем два конца города, и от Соцгорода до Горок можно будет доехать всего за полчаса и не зависеть от часа пик, автомобильных пробок.
— А по другим запланированным станциям вопросы есть?
— Да, возникают. Это же живой процесс. Например, раньше планировалось сделать кольцевую линию, которая от станции «Декабристов» проходила бы через Ново-Савиновский и Советский районы и замыкалась на «Дубравной», следующей после «Проспекта Победы».
Однако теперь на улице Декабристов прокладываются пути для трамвая с повышенными скоростными характеристиками. Он будет ходить и до проспекта Ямашева. Будет такая связка между Кировским, Московским и Ново-Савиновским районами. Сразу возник вопрос: зачем этот участок дублировать дорогостоящим метро? Радиальное развитие метро для города более перспективно.
Еще относительно недавно в городе было немало тех, кто скептически относился к востребованности метро. Сейчас их почти не осталось. Во-первых, невооруженным глазом видно, как увеличился пассажирский поток после введения в эксплуатацию станций «Проспект Победы» и «Козья слобода». Когда я начинал работать, мы перевозили в 2005 году 5 — 7 тысяч пассажиров. Сегодня метро перевозит в среднем в сутки около 50 тысяч человек, в пике — до 80 тысяч пассажиров, а с вводом новых станций метро мы будем возить более 200 тысяч человек. А это почти 40\% городского пассажиропотока. Так что когда ветка дойдет до Соцгорода, боюсь, в метро станет все-таки тесно.
Да, метро не вошло еще в наши гены, но представить Казань без него уже невозможно. И я знаю, как люди ждут новых станций. Город просто захлебнется без метро.
Во-вторых, эффективность оценивается ведь не только количеством пассажиров и платой за проезд, но и объемом вложений в строительство. В Казани стоимость проходки 1 метра практически вдвое ниже, чем в Москве. У нас она сейчас составляет порядка 350 тысяч рублей.
— На чем экономят метростроевцы?
— Я бы сформулировал вопрос так: за счет чего удается держать такую стоимость? В первую очередь за счет профессионализма и технологической продвинутости. Когда мы встречали «Айсылу», я поймал себя на мысли, что это событие на фоне масштабного строительства, которое идет в городе, воспринимается уже как рутина. А ведь это технологии нового поколения.
— Что теперь?
— Очень напряженный план, нашим метростроевцам предстоит поработать действительно по-стахановски. Теперь после проходки в тоннелях начнут работать путейцы, кабельщики. Уже идут работы по строительству станций «Московская» и «Заводская». Огорожен и готовится к разработке котлован на станции «Декабристов».
Между «Заводской» и «Московской» оба тоннеля пройдены. От «Московской» до «Декабристов» пройдет правый путь, а для проходки левого сейчас монтируется «Сююмбике». «Алтынчеч» ждет открытия котлована на «Декабристов» и где-то через месяц двинется к «Козьей слободе». А параллельно с ней пойдет «Айсылу». Тоннелепроходческие работы на этом участке будут закончены летом будущего года.
— Почему станции метро сдаются с одним-двумя выходами, а остальные вводятся в эксплуатацию лишь спустя несколько лет? Почему перед началом строительства станции «Козья слобода», как, впрочем, и других станций, не было подготовлено ни полноценных объездных путей, ни нормальных дорог для пешеходов? Метростроевцы утверждают, что это следствие экономии, им, дескать, эти работы не профинансировали. Так ли это?
— На это влияют и экономические факторы, и объективные обстоятельства. Например, на проспекте Победы станция открылась с двумя выходами, хотя проект предусматривает четыре. Для строительства недостающих двух требуется перекрыть дорогу, то есть улицу Зорге, точнее перекресток с проспектом Победы — а вы понимаете, какая там транспортная нагрузка. Так вот, мы, зная, что транспортный план Казани предусматривает строительство развязки на этом перекрестке, но двумя годами позже сдачи станции в эксплуатацию, передвинули строительство этих выходов на более поздний срок, когда так и так начнутся масштабные строительные работы на этой улице. Иначе движение по ней было бы затруднено несколько лет подряд.
На «Козьей слободе» тоже четыре выхода предусмотрено, но, пока не произойдет сбойки тоннеля со стороны станции «Декабристов», а это случится только через год, будут открыты только два выхода. Когда сдавалась станция «Площадь Тукая», на этой улице строился Гранд-отель, рядом «Детский мир» и еще целый ряд зданий. Подземная часть была вся готова, а площадка для выхода — нет. Да, с этим выходом затянули, конечно, но вот уже месяц как он работает.
Что же касается пешеходных дорог, то цена вопроса была — либо ждать до июня и делать все полноценно или сдать в январе и разгрузить целый поток. Не от хорошей жизни это происходит. Одно могу сказать: единственный миллионный город после Москвы, который сдает станции метро, — это Казань. Где-то через не могу, где-то по чуть-чуть, с извинениями перед казанцами за временные неудобства, но сдаем станции. И полгода пассажиры уже пользуются «Козьей слободой».
Экономим, но не останавливаем процесса. Буквально через неделю откроется второй выход с «Козьей слободы» — со стороны Чистопольской. К концу года ставим задачу сдать еще два выхода с «Проспекта Победы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: