В понедельник с 10 утра «Газпром» перевел «Нафтогаз» Украины на режим предоплаты поставок газа по причине хронических неплатежей.
Просроченная задолженность «Нафтогаза» за поставленный российский газ составляет $ 4,458 млрд, поэтому было принято решение о подаче соответствующего иска в Стокгольмский арбитражный суд. Что касается конкретных условий поставок, в том числе и предоплаты, переговоры шли до самого последнего момента, консультации продолжаются по состоянию на момент написания статьи.
Сегодня же стало известно, что Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз из Украины картофеля. Возможные запреты и ограничения в ближайшие дни наверняка посыпятся как из рога изобилия.
В результате уже к полудню российский фондовый индекс РТС упал более чем на 2,0%. Пока по всем признакам нормализации ситуации не предвидится.
Как «газовая война» и ее последствия коснутся Татарстана?
Республика, как часть России, может оказаться в состоянии торговой войны с Украиной. На совещании у президента России с членами правительства 11 июня 2014 в Ново-Огарёво Владимир Путин четко заявил:
«Считаем, что наши предложения более чем партнёрские, направленные на то, чтобы поддержать украинскую экономику в достаточно сложное для неё время, помочь. Но если наши предложения будут отвергнуты, значит, мы перейдём в совершенно другую стадию. Это не наш выбор, мы этого не хотим. Но если так, тогда будем жить в другом измерении…»
«Другое измерение», на которое указал Путин, это не только «газовая война», но и коренное переформатирование всех внешнеэкономических соглашений с Украиной. А оно просто неизбежно в свете последних событий. Речь идет о движении Украины в сторону евроинтеграции.
Как известно, 21 марта Украина подписала «политическую» часть Соглашения о Евроассоциации. На днях президент Украины Петр Порошенко сообщил, что готов подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, как только Брюссель примет соответствующее решение. По его словам, это должно произойти не позднее 27 июня.
После подписания этого документа неизбежно начнется неконтролируемый завал российского рынка беспошлинными товарами из Европы и третьих стран, что больно ударит по российским производителям. Украине придется разорвать с Россией десятки и даже сотни соглашений, противоречащих условиям евроассоциации. Это уничтожает двусторонние взаимовыгодные торгово-промышленные связи России и Украины.
Как следствие, необходим полный отказ России от украинских товаров и украинского производства, а также товаров, следующих транзитом через Украину. И в этой стратегии есть смысл. Не только газовая, но и торговая российско-украинская война в очень короткое время приведет экономику Украины к полному краху. Но при условии, что Запад будет продолжать вести, как отметил президент России Владимир Путин, политику «самоустранения»:
«Самоустранение наших европейских партнёров от совместных действий по разрешению экономического кризиса на Украине и даже от консультаций с российской стороной не оставляет для России никакой альтернативы».
Для Татарстана угроза торговой войны с Украиной означает огромные потери. Ранее мы исследовали этот вопрос в статье «Татарстанская нефтехимия попала под украинский кризис». Для отдельных татарстанских предприятий экспорт в Украину более чем критичен. Это поставщики пластмасс, шин, грузовиков и запчастей для автомобилей. Это ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскшина» и производители пластмасс.
Товар | Объем | Удельный вес в общем объеме экспорта Татарстана по данному товару |
Нефтепродукты | 20,6 тыс. тн. | 0,2% |
Пластмасса и изделия из нее | 61,2 тыс. тн. | 36,6% |
Каучук синтетический | 1,5 тыс. тн. | 0,3% |
Шины резиновые | 746,8 тыс. тн. | 41,9% |
Автомобили грузовые | 790 шт. | 38,1% |
Запчасти и оборудование автомобилей | 9368,1 тыс. долларов | 26,3% |
При этом самые серьезные риски — у «Нижнекамскшины» (42% экспорта идет на Украину).
Не менее серьезны риски и по импорту, особенно для Казанского вертолетного завода. Причина — полная зависимость КВЗ от поставок с Украины авиадвигателей для вертолетов. Наиболее важная их часть — авиадвигатели ТВ3−117/ВК-2500 производства запорожской компании «Мотор сич». Этими двигателями оснащаются практически все российские боевые и транспортные вертолеты. В российских двигателях ВК-2500, которыми можно заменять запорожские, также используются компоненты с Украины.
Полная замена украинских двигателей на ВК-2500, производство которых подготовлено на заводе компании «Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) под Петербургом, может занять не менее двух лет.
Пока поставки двигателей идут без срывов, но с объявлением эмбарго украинским товарам для КВЗ могут настать нелегкие времена…
Альберт Бикбов
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: