Новости
25 Мая 2010, 14:59

Наталья Таркаева: «Предприниматели делятся на тех, кто хочет работать и тех, кто хочет денег»

Успешно развиваться бизнесу в Татарстане мешает отсутствие правовой грамотности и знаний современных технологий. Кроме того, половина предприятий малого бизнеса испытывают кадровый голод. К таким выводам пришли участники круглого стола на тему «Защита интересов предпринимательства как важный фактор экономического развития Татарстана».

Мероприятие, приуроченное ко дню российского предпринимательства, прошло 24 мая в Казани, в Общественной приёмной Татарстанского РО «ОПОРА РОССИИ».

Кадровый голод

Накануне специалисты ОПОРЫ РОССИИ провели исследование — какие проблемы сегодня более всего волнуют малый и средний бизнес? В опросе участвовали представители 300 компаний из 30 регионов России. Выяснилось, что наиболее остро перед опрошенными стоит проблема нехватки кадров.

Джаудат Латыпов, управляющий партнер Казанского юридического центр:

— Ситуация на рынке стала более напряженной: на сегодняшний день найти подходящие кадры сложнее, чем год назад. Если ранее эта проблема была актуальна для трети респондентов, то в этом году с ней столкнулись более половины опрошенных.

Яков Геллер предложил участникам круглого стола донести до своих коллег, чтобы они изучили возможности ЭТИС, ведь создана она была для содействия развитию бизнеса.

Яков Геллер, генеральный директор агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям:

— Все проблемы от того, что предприниматели не умеют или не хотят пользоваться предложенным им инструментом — электронной товарно-информационной системой. Вот все говорят «кадровый голод», а мы создали ресурс «Лизинг труда». Планировалось, что его заполнят своими данными безработные, а представители бизнеса будут заходить и подбирать себе кадры. Предприниматели могли бы тут выбирать специалистов, которые им нужны. Но в том-то и дело, что предпринимателей здесь не видно и не слышно, так что электронный «кадровый рынок» совсем без движения.

Частно-государственное партнерство

Среди затронутых во время обсуждения вопросов — эффект от принятых в 2009 году правительственных решений и нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).

Джаудат Латыпов:

— За счет Федерального Закона № 294 сократилось количество проверок со стороны госорганов, большая часть предпринимателей даже не сталкивается с «поборами», в тоже время прессинг со стороны налоговых органов все еще не дает людям полноценно вести бизнес.

Да, кредиты стали доступнее, но, тем не менее, дефицит финансов по-прежнему остается проблемой № 1 для малого бизнеса. Предприниматели все еще склонны ожидать, что правительство России пойдет им на встречу и сделает доступные кредиты, устроив при этом «налоговые каникулы».

Наталья Таркаева, заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан:

— Многие рассматривают господдержку только в виде снижения налогов и финансовой помощи. Не надо ждать, когда кто-то придет и сделает все за тебя. У нас положительно зарекомендовали себя и оправдали разные программы, например, «Лизинг-Грант». Благодаря этой программе было образовано более 700 предприятий, создано 4000 рабочих мест. Я бы сказала — это первый механизм, который разделяет предпринимателей на тех, кто хочет работать, и тех, кто просто хочет денег.

Зеркалом, отражающим происходящее в бизнес-сообществе, можно назвать проект, запущенный два года назад — «Скорая помощь предпринимателю». Содержание жалоб и обращений позволяет анализировать ситуацию.

Наталья Таркаева:

— Все ждали от этого проекта внешних эффектов — машин, мчащихся на помощь предпринимателям, облавы на чиновников, затеявших незаконные проверки. Однако, за время его реализации была выявлена лишь одна несанкционированная проверка, и та была пресечена. Проблем с проверками у предпринимателей нет, хотя давление со стороны УБЭП и налоговых органов все-таки наблюдаются. Это проект создан как раз для того, чтобы научить предпринимателей как вести себя во время плановых, законных проверок. Разъяснить правовые основы, оказать методическую помощь — это, на мой взгляд, и есть наши первоочередные задачи как государственного органа.

Может ли государство помочь бизнесу?

Участники круглого стола пришли к выводу, что государство может помочь бизнесу двумя способами: путем предоставления льгот и преференций и обеспечить дос
туп бизнеса к закупкам и продажам. Деньги должны устремиться туда, где образовалась инвестиционная ниша, считает Яков Геллер.

Яков Геллер:

По 3700 лотам, выставленным на нашей электронной товарно-информационной системе, состоялось 1200 аукционов. Но при этом на 500 лотов не поступило предложений вообще. В республике имеется столько инвестиционных ниш, но нет предпринимателей, готовых их занять. С лифтами, например, как получилось? За год появилось сразу четыре компании, занимающиеся их производством, а ведь год назад была такая нехватка…

Однако, как выяснили участники круглого стола, не все проблемы заключаются в них самих. Так, одна предпринимательница подняла тему задержек выплат со стороны госорганов бизнесу за оказанные услуги или продукцию. Поступило предложение создать резервный государственный фонд, из которого бы осуществлялись выплаты предпринимателям. Задержки с выплатами приводят к срыву обязательств со стороны бизнеса.

Людмила Рожко, предприниматель:

— За два года мы выиграли сто конкурсов. Но поскольку госорганы отнюдь не торопятся оплачивать выполненные работы, постоянно рискуем попасть в список недобросовестных поставщиков.

Хайдар Халиуллин, председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан:

-Да на таких условиях, которое обеспечивает государство и работать никто не хочет. Среди наших членов Ассоциации лишь 2% работают с госзаказом. Да, у нас нет производителей, но даже тот, кто занялся производством, потом говорит, да зачем мне это надо!

Юристы, со своей стороны заметили, что контракты нужно читать до подписания, а не после, как это происходит зачастую. Они же рекомендовали бизнесменам не стесняться — жаловаться, например, в федеральную антимонопольную службу и не тогда, когда уже «сгорело».

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

  1. Подтверждение стабильности валютного рынка

Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

  1. Сигнал о нормализации режима капитального контроля

Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

  1. Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий

Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

  1. Снижение давления на внутренний валютный рынок

Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

  1. Уменьшение давления на «чистые продажи»

Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

  1. Улучшение условий для реинвестирования прибыли

Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

  1. Снижение рисков для «дружественных» партнеров

Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: