Новости
26 Ноября 2013, 08:31

Заложники МФО: микрозаймы грозят обернуться «макродолгами»

Татарстан оказался в числе регионов с наибольшей долей неплательщиков микрозаймов. Казань и вовсе стала вторым российским городом после Москвы, где зафиксирована максимальная доля долгов МФО, переданных коллекторам. Сомнительное «лидерство» объясняется просто — участники рынка сами провоцируют невозвраты, неэффективно оценивая заемщиков.

Взыскатели бьют тревогу: заемщики микрофинансовых организаций Татарстана рискуют увязнуть в долгах.

Татарстан — «лидер» на рынке МФО

По данным агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», в России объем рынка микрозаймов по итогам 2013 года достигнет 85 млрд. рублей. Таким образом, прирост портфеля российских МФО за год может составить 40% (48 млрд. рублей в 2012 году). Количество организаций, выдающих микрозаймы, бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.

Количество зарегистрированных в РФ МФО

*прогноз (на 01.11.13 г. количество зарегистрированных в РФ МФО составляет 4287шт.)

Наряду с ростом рынка, растет и просрочка. В «Секвойя Кредит Консолидейшн» подсчитали, что по итогам текущего года ее уровень достигнет 17,6 млрд. рублей или примерно 22% от объема выданных займов. Рост просрочки за год составит 44% (в 2012 году данный показатель был на уровне 9,8 млрд. рублей или 20,4%).

Несколько отличаются от данных агентства цифры, опубликованные «Национальной службой взыскания» (НСВ): за 10 месяцев года объем просроченной задолженности по микрокредитам уже составил 25 млрд. рублей, увеличившись за год в два раза.

Как бы ни разнились цифры, источники сходятся в одном: Татарстан — в числе самых проблемных регионов, где зафиксирован наибольший объем долгов. Также в «черном списке» оказались, например, Москва, Санкт-Петербург и Самара.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Антон Сороко считает, что по итогам 2013 года рынок МФО в Татарстане достигнет объема в 3−4 млрд. рублей.

«Таким образом, просроченную задолженность в регионе можно оценить в 0,5−0,7 млрд. рублей, — говорит аналитик, отмечая, что регион, наряду с Москвой, — лидер не по доле просроченной задолженности, а по валовому объему рынка МФО. — Большой объем просрочки вытекает из большого объема рынка, так как доля плохих долгов, в целом, по регионам держится на ровном уровне — в районе 20−25%».

Аналитик успокаивает: пока что для данного сегмента рынка показатели являются «вполне нормальными». Пока что…

Плохими заемщиками займутся коллекторы

Одна из причин активного развития рынка — низкие требования к заемщикам.

Как оказалось, эта причина не только двигает рынок вперед, но и тянет его вниз. Наряду с ошибочной оценкой платежеспособности именно невысокие требования к клиентам заставляют ползти вверх показатели просрочки.

Не удивительно, что МФО региона вынуждены активнее сотрудничать с коллекторскими агентствами: на Казань приходится 7% в общем объеме переданных в работу коллекторов долгов. Это, по данным НСВ, второе место в России после Москвы (16%).

ТОП-5 городов по доли долгов от общего объема переданных в работу коллекторов

Примечательно, но МФО отдают коллекторам уже достаточно «молодую» задолженность. «Эффективность взыскания микрозаймов с просрочкой более года очень низкая в отличие от „молодой“, поэтому очень важно начинать работать с долгом с первого пропущенного платежа», — считает заместитель генерального директора по продажам и маркетингу «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова.

«Проблема роста просроченной задолженности на рынке микрофинансирования в Татарстане действительно существует, — подтверждает начальник юридического отдела ООО «НКТ» Александр Зуич. — Рынок МФО в регионе динамично развивается. Количество выданных займов постоянно растет. Между тем, у некоторых участников рынка критический лимит просрочки может достигать 50%.

Сегодня некоторые МФО предпочитают не доводить дело до суда и массово передают долги коллекторам. Ситуация вызвана тем, что размер займов не покрывает судебных издержек. Судиться для ряда МФО — дорого и неэффективно. Поправить ситуацию с просрочкой можно только усилением требований к заемщикам, что сейчас и наблюдается, более эффективной работой с должниками и созданием, по аналогии с бюро кредитных историй, всероссийской базы «плохих» заемщиков МФО".

При этом, по мнению ряда экспертов, в борьбе с просрочкой рынок МФО повторяет банковский путь.

«Объемы передачи задолженности на аутсорсинг будет только расти, причем даже более быстрыми темпами, нежели у банков, — уверен старший вице-президент НСВ Сергей Шпетер. — Это обусловлено общим ростом рынка микрофинансирования и упрощенной процедурой оценки заемщиков, которая обеспечивает существенное конкурентное преимущество перед банками, работающими в том же сегменте».

Брать и не отдавать — национальная традиция?

По словам владельца казанской сети «Миладенежка» Валерия Бабушкина, основными клиентами МФО сегодня являются семьи с доходом до 25 -30 тысяч рублей. Но встречаются и другие варианты.

«Это могут быть лица связанные с профессиями, где поступление денег зависит от случая к случаю, например, таксисты или строители, занятые на временных работах. Таких профессий достаточно много. Цель получения заемных средств — ликвидировать кассовый разрыв до получения заработной платы».

Ликвидировав потребность в деньгах, татарстанцы все чаще «забывают» про долги. По статистике, более половины должников признают свой долг и выплачивают его спустя некоторое время. 15% должников долг признают, но выплачивать его в полном объеме отказываются. Еще 10% отказываются вернуть долг и вовсе без объяснения причин. Среди должников существенную долю занимают также мигранты и молодежь.

Эксперты признают: по большому счету, целевая группа, на которую ориентированы микрозаймы — это малообеспеченные слои населения.

«В основном, это граждане, которые не могут получить традиционные банковские кредиты, они просто не проходят скоринг. И естественно, что уровень осведомленности о принципах работы с займом, величине ставок, возможных негативных последствиях неплатежей у таких заемщиков очень низок», — поясняет Сергей Шпетер.

Очевидно, что пока правила игры не изменятся, благодаря усилению контроля со стороны регулятора и СРО или инициативе самих участников рынка, ситуация с невозвратами микрозаймов будет лишь усугубляться. Рано или поздно убытки превысят прибыль. И тогда МФО, по словам экспертов, будут вынуждены иначе взглянуть на необузданное и доступное кредитование. Банки это уже проходили…

Ранее на эту тему: Банки против МФО: кому достанутся заемщики Татарстана?

Юлия Амочаева

Разобраться
07 Мая 2025, 15:17

В России ждут рост отрасли промтуризма, как обстоят дела в Татарстане

Несмотря на увеличение в России спроса, промышленный туризм еще развивается. Эксперты отмечают, что для успешного продвижения отрасли регионам необходимо преодолеть преграды, связанные с бюрократией, слабой инфраструктурой и дефицитом квалифицированных гидов.

В 2025 году рост отрасли промышленного туризма в России может составить от 12% до 25%, считает эксперт Всероссийского акселератора «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Наталья Кисельникова.

«Туристов и гостей интересуют предприятия с точки зрения профориентации, они хотят посмотреть рабочие места, хотят узнать, как работают заводы, как развивается промышленность. Многие предприятия открывают свои двери для продвижения товаров и услуг, укрепления имиджа и организуют бизнес туры по обмену опытом», ­- рассказала эксперт.

Промышленный туризм – это посещение предприятий, фабрик, заводов, исторических производственных объектов. Позволяет увидеть процесс производства изнутри и узнать историю индустрии. Сочетает образовательный и развлекательный аспекты, помогает в профориентации.

Интерес к промтуризму подтверждается опросом ВЦИОМ за ноябрь 2024 года — более половины опрошенных россиян (55%) хотят посетить промышленные предприятия страны. Чаще всего их интересует, как устроено отечественное машиностроение (в том числе авиационная, космическая отрасли, автомобилестроение и кораблестроение), а также пищевая промышленность.

Развитию отрасли в России, по словам представителя АСИ, способствует реализация программы «Открытая промышленность», которая с 2023 года выходит в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Справка

Цель программы «Открытая промышленность» - продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей. В проект вошли и крупные корпорации, такие как «Норникель», «Роскосмос», «Северсталь», «Росатом» и «Сибур» ИНК.

Промтуризм Татарстана — потенциал профориентации школьников

Татарстан является одним из самых промышленно развитых регионов России, на территории республики находится множество объектов промышленного туризма, связанных с нефтедобычей, автопромом, авиацией, и другими отраслями. Большинство экскурсий направлены на профориентацию школьников, которые представляют собой кадровый резерв Татарстана.

С экскурсией можно посетить автопроизводство заводов «КАМАЗ» в Набережных Челнах и «Sollers-ЕлАЗ» в Елабуге. Ознакомиться с технологией добычи «черного золота» в музее нефти Лениногорска и корпоративном музее «Татнефти» в Альметьевске.

В Казани можно увидеть, как собирают самолеты и вертолеты, а также посетить музей порохового завода. Пищевую промышленность Татарстана представляют кондитерская фабрика «Сладонеж» и завод «Татспиртпром».

фото: пресс-служба КВЗ

«В Татарстане есть качественные программы промышленного туризма. В первую очередь это туризм на завод „КАМАЗ“, сборочное производство, музей „КАМАЗа“. Кроме этого, есть экскурсии на пивоваренный и часовой заводы Чистополя, на кондитерские комбинаты, а также на фабрики по производству меха и ювелирных украшений», — рассказал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Разнообразие предложений в сфере промтуризма имеет большой потенциал для профориентации татарстанских школьников — ознакомившись с процессами предприятий изнутри, дети могут выбрать для себя будущую профессию и выбрать соответствующее учебное заведение, считает Иванов.

Инструмент для продажи

Помимо профориентации промышленный туризм в Татарстане рассматривается, как инструмент для продажи своего продукта или технологий, рассказывает директор частного учреждения «Музей „Технологии Сохраняющие Будущее“» Татьяна Исаева.

По ее словам, разработка подробных экскурсий по предприятиям поможет действующим и будущим заказчикам вникнуть в рабочие процессы — своими глазами можно увидеть технические мощности и специальное оборудование, оценить риски, трудозатраты и экономические выгоды.

Справка

ЧУ «Музей “Технологии Сохраняющие Будущее”» располагается на территории завода трубной продукции «Инженерно-производственный центр» г.Бугульма. Занимается развитием промышленного туризма в Татарстане.

При этом заказчики, которые много лет покупают продукцию, после посещения производства узнают о продуктах, которые ранее оставались для них неизвестными. В итоге партнерство расширяется, и производитель получает еще один многомиллионный контракт.

«Они приехали, узнали, задали очень много вопросов. Среди них, безусловно, был топ-менеджмент. Ознакомившись настолько глубоко со своим поставщиком, они приняли решение о закупке новой продукции. То есть, понимаете, промышленный туризм это инструмент для продажи в том числе», — пояснила Татьяна Исаева.

фото: пресс-служба ПАО "Камаз"

Еще одним плюсом промтуризма, по мнению эксперта, является привлечение на предприятие опытных сотрудников — специалисты могут посетить вероятное место будущей работы и оценить условия: станки, отношение сотрудников, качество столовой, трудовую обстановка и т. д.

«Для меня работодатель становится потенциально привлекательным. То есть вот у промышленного туризма очень много-много различных фишек, таких инструментов, которые продвигают бренд-производителя», — резюмировала Исаева.

Бюрократические барьеры и боязнь промышленного шпионажа

Основными проблемами для развития промышленного туризма эксперты считают бюрократию и закрытость предприятий.

Бюрократические барьеры:

Организация экскурсий требует согласования с предприятиями и государственными структурами.

Оформление пропусков занимает много времени из-за строгих правил безопасности.

Отсутствие стандартизированных нормативных документов для промышленного туризма затрудняет взаимодействие между туроператорами и предприятиями.

«Если захотите попасть на какое-то предприятие, вам придется писать запрос, потом неопределенное время ждать согласования, при этом вам могут и отказать. Либо вы приедете, вас в лучшем случае заведут в две-три комнаты на предприятии и расскажут о его истории. Вы никогда не увидите производственные мощности, не увидите работников, стоящих за станками, потому что многие предприниматели к развитию промышленного туризма относятся больше как к профориентации», — объясняет Татьяна Исаева.

Фото: пресс-служба раиса РТ

Отрицательным для развития отрасли также является отсутствие инфраструктуры и дефицит квалифицированных гидов, которые должны сочетать технические знания о производстве с навыками коммуникации. Предприятия вынуждены обучать сотрудников цехов (например, технологов) ведению экскурсий, что требует дополнительных ресурсов.

Промышленные предприятия часто расположены в удалённых или промышленных зонах, где отсутствует необходимая туристическая инфраструктура:

Нет парковок для автобусов, пунктов питания, удобных зон отдыха для посетителей.

В отдалённых регионах сложности с транспортом и размещением туристов усугубляются климатическими условиями.

Нехватка сопутствующих услуг (гостиниц, сувенирных магазинов) снижает привлекательность таких туров.

Кроме того, по словам экспертов, руководители предприятий часто не думают о промтуризме, как об инструменте для продвижения своего бренда и привлечения опытных кадров. Они опасаются промышленного шпионажа, поэтому ограничивают доступ к ключевым технологическим процессам. На многих производствах запрещена фото и видеосъёмка — это снижает интерес туристов.

«Это то, с чем мы сталкиваемся, с чем мы боремся. Мы всем говорим. Ребята, да не бойтесь вы кого-то потерять. Не показывайте вы этих сотрудников, которых боитесь потерять. Не показывайте свое инновационное оборудование — создайте безопасный маршрут, но станьте открытыми», ­­- посоветовала эксперт.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: