Новости
26 Мая 2010, 09:29

Нужны ли операторам связи виртуальные двойники?

На днях ритейлер Х5 заявил о совместном создании с МТС виртуального оператора связи — MVNO. Если проект себя оправдает, он начнет внедряться и в других регионах, в том числе в Татарстане. Как удалось выяснить TatCenter.ru, подобные проекты уже существуют за рубежом и в России, но в нашей стране пока не приобретают массового характера. Кому и зачем, нужно продавать чужой трафик, кто окажется при этом в выигрыше, рассказали участники проекта.

Виртуальные операторы связи

Виртуальный оператор сотовой связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) — понятие, введенное для обозначения компаний, предоставляющих своим абонентам услуги сотовой связи. Они продают услуги мобильной связи под своей торговой маркой, не обладая собственной сетью и используя инфраструктуру операторов мобильной связи.

У них нет собственной сетевой инфраструктуры, лицензией на предоставление услуг сотовой связи и т. д. Их деятельность возможна лишь за счет соглашений с оператором -«донором», предоставляющим им собственный трафик. Соответственно, доход виртуального оператора складывается из разницы между платежами абонентов и платой реальному оператору сотовой связи (MNO — Mobile Network Operator) за предоставляемый трафик.

Справка:

В мире существуют виртуальные операторы связи с 1998 года. Термин Mobile Virtual Network Operator был введен в обиход Национальным телекоммуникационным бюро, британским регулирующим органом в области телекоммуникаций. Сначала это был посредник, предлагавший услуги сотовой связи, но не обладавший необходимыми для этого радиочастотными ресурсами. MVNO особо активно стали развиваться на рынке мобильной связи в Западной Европе.

За последние несколько лет появились десятки виртуальных операторов, как независимых компаний, так и представителей известных торговых марок, причем вовсе не обязательно связанных с телекоммуникационной сферой. Свои виртуальные операторы появились у крупных туристических компаний, розничных торговых сетей, например Disney Mobile.

Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье»:

— Виртуальные мобильные операторы оказывают нишевые услуги связи, используя частоты и номерную ёмкость других, базовых, операторов. В 2009 году был запущен проект МТС совместно с розничной сетью «Ашан» специально для покупателей этой сети. Абоненты sim-карт под брендом «А-мобайл» пользуются инфраструктурой и биллингом МТС.

Реализация проекта «А-Мобайл» в Самаре и Нижнем Новгороде сегодня соответствует нашим ожиданиям. В среднем продажи в одном магазине «Ашан» в 4 раза выше, чем в обычном салон-магазине, а активность абонентов «А-мобайл» составляет практически 100\%. Это означает, что каждый, подключившийся на «А-мобайл» активирует sim-карту, начинает разговаривать и остается на тарифе.

До этого у группы «Ашан» уже был опыт создания виртуальных мобильных операторов под брендом «А-мобайл» во Франции и в Италии.

Мировой опыт свидетельствует, что проекты MVNO успешны, если несут дополнительную выгоду всем участникам: реальному и виртуальному операторам и, прежде всего, клиентам.

Реальные операторы связи тоже имеют «виртуальный» прототип

В качестве виртуальных операторов нередко выступали представители и традиционных мобильных операторов. Иногда это необходимо для расширения существующей сети или выхода на новые рынки, когда нет необходимой для этого лицензии. Виртуальные операторы сотовой связи ориентированы на относительно небольшие группы пользователей, объединенных по каким-либо признакам. Например, это могут быть представители каких-либо сообществ, объединений, которым легче предлагать свои специальные решения, тарифные планы, дополнительные контент-услуги.

Приказ Минкомсвязи, который позволяет выдавать лицензии MVNO, вступил в силу в конце прошлого года. Но запускать проекты, схожие с классической моделью MVNO, операторы связи и компании начали еще несколько лет назад. Свои MVNO с 2005 года тестировали «Народный мобильный телефон» и «Евросеть», в прошлом году совместный проект запустили МТС и ритейлер «Ашан».

За последние годы на российском мобильном рынке их появилось сразу несколько игроков, претендующих на статус виртуального оператора. По данным аналитиков, в 2009 году абонентами MVNO в мире стало более 320 млн. человек. В европейских странах доля MVNO составляет около 20\% сотового рынка.

Первые подключения абонентов проекта «Х5» начнутся в магазинах сетей «Перекресток» и «Карусель» на территории Москвы и Московской области до конца лета 2010 года. Компания X5 Retail Group N.V. будет предоставлять услуги под собственной торговой маркой, в том числе устанавливать тарифы виртуального оператора, заниматься привлечением и обслуживанием абонентов, а также осуществлять информационное сопровождение предложений в магазинах.

Екатерина Карпова:

— В проекте с «X5» мы привлекаем новых абонентов, ритейлер — постоянных покупателей, а сами покупатели становятся участниками программы лояльности.

Крупные розничные сети, такие как X5, привлекают большой поток покупателей, и как показывает опыт запада и компании «МТС» в России, это позволяет им успешно продвигать услуги мобильной связи. Поэтому наиболее эффективной моделью MVNO мы считаем сотрудничество оператора и ритейлера.

По итогам реализации проекта в Москве и Московской области будет рассматриваться вопрос о распространении проекта в регионах, в том числе и в нашей республике. Возможно, это станет первый шаг на пути развития этого вида услуг в Татарстане.

Николай Никифоров, заместитель Премьер-министра — министр информатизации и связи Республики Татарстан:

— Прежде всего, судьба виртуальных операторов зависит от операторов реальных. Эта тема в обществе довольно часто обсуждается, и я не исключаю, что виртуальные операторы могут появиться в республике. Случиться это может в том случае, если появится экономическая целесообразность. Но пока для крупных операторов ее нет.

С министром согласен и эксперт аналитической компании: крупным сотовым операторам России не выгодно иметь своего виртуального двойника.

Эльдар Муртазин, эксперт аналитической компания Mobile Research Group:

— Да, Х5 заявила о создании виртуального оператора, но мое мнение таково, что этот проект ничего общего с MVNO не имеет. Это очередной маркетинговый ход. Поскольку виртуальный оператор подразумевает наличие своего биллинга, когда третья компания продает самостоятельно услуги, производит расчеты.

Почему MVNO вообще появились? Потому что любой оператор ориентирован на продажу sim-карт. Эти проекты интересны тем, что появляется возможность продать вместо одной, скажем, две sim-карты, а их обладатели получают возможность, например, бесплатно звонить друг другу.

Пока это не станет выгодно крупным операторам связи, виртуальным — в природе не быть. Пока мощности не позволят продавать излишки трафика, это явление как бизнес не приобретет в России массового характера. Единственным настоящим виртуальным оператором можно назвать проект»Евросети", но и тот не получил развития, хотя жив и по сей день.

Однако, раз МТС уже имела опыт запуска MVNO, и считает его успешным, придет ли в Татарстан новое явление в сфере связи, покажет время.

Фоторепортажи
09 Мая 2024, 11:47

Праздничные мероприятия ко Дню Победы в Казани 9 мая 2024 года

Несмотря на отмену праздничного салюта в Казани, традиционные мероприятия ко Дню Победы остались без изменений. Утром 9 мая Раис Татарстана Рустам Минниханов посетил Парк Победы в Казани и возложил цветы к Вечному огню колоннады Мемориала Славы.

После он осмотрел выставочные образцы военной техники и возложил цветы к подножиям Монумента Матерям и Вдовам погибших воинов и Монумента Советскому Солдату.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: