В Татарстане хотят запретить работу коллекторов. Соответствующий законопроект «О неотложных мерах по противодействию коллекторской деятельности (деятельности по возврату долгов), нарушающей права и законные интересы физических лиц» в Госсовет РТ внесли депутаты фракции КПРФ.
Один из авторов инициативы Артем Прокофьев, выступая в четверг на комитете Госсовета по экономике, сказал, что проект закона разработан c целью обеспечения защиты прав и законных интересов физлиц, которые могут быть нарушены при использовании недобросовестных методов взыскания.
«С ростом объема потребительского кредитования увеличилось потенциальное количество должников, — поясняет Прокофьев. — Участились случаи применения силовых действий и психологического воздействия, порчи имущества. Недавно в Челнах в почтовом ящике были обнаружены угрозы от коллекторов, а в Нижнекамске выбиватели долгов угрожали расклеить листовки с фотографией и обвинениями в педофилии».
«Нарушения прав должников, попадающих в поле зрения правоохранительных органов — это только малая часть», — говорит депутат. — Люди не видят возможности защитить себя: правоохранительные органы ждут, когда будут нарушены статьи. Но зачем ждать, ведь права все равно нарушают".
По его словам, главная проблема заключается в том, что действующее законодательство не содержит норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик.
Прокофьев предлагает полностью запретить коллекторскую деятельность в республике, пока на федеральном уровне не примут специальных законов о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату долгов. Депутат отметил, что эта мера носит промежуточный характер: Гражданский кодекс находится в ведении федерального законодательства.
«Но согласно Конституции РФ, защита прав и свобод граждан — совместное ведение РФ и субъекта. В федеральном законе „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ говорится о том, что если сфера находится в совместном ведении — в данном случае это защита прав граждан, — то субъект может принять соответствующий закон до появления федерального», — заявил Прокофьев.
Также он отметил, что подобная мера уже действует в Кемеровской области. «Граждане и жители Татарстана ничуть не хуже жителей Кемеровской области и также нуждаются в принятии соответствующего решения», — сказал он. Однако на Кузбассе прокуратура опротестовала этот запрет, также ссылаясь на исключительность федерального законодательства в этом вопросе.
«Татарстан часто шел на опережение в регулировании каких-то вопросов, где требуется оперативная реакция. Запрет коллекторской деятельности — как раз тот случай, когда необходимо принимать оперативные меры. Сейчас существует федеральный законопроект, который внесен Нарышкиным и Матвиенко, он имеет большие шансы на принятие. Но этот процесс долгий, мы годами ждем, когда федеральный центр отрегулирует эту сферу», — заявил Прокофьев.
Председатель комитета Рафис Бурганов отметил, что предмет рассматриваемого законопроекта находится за пределами ведения республики. «Заключения все отрицательные, я не хотел бы в какие-то дебаты уходить. Законодательство есть законодательство», — поставил точку в вопросе Бурганов.
Как позже Прокофьев пояснил журналистам, теперь он будет презентовать идею на Госсовете, а также заявил, что «микрокредитование — это следующая сфера, которой стоит заняться».
Илья Иванов
Фото: Госсовет РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: