Новости
28 Апреля 2015, 09:00

Тендеры в Татарстане обещают «расточить»

Попасть на рынок государственных тендеров практически невозможно, заявили татарстанские предприниматели на встрече «Откровенный разговор. Бизнес и власть». Чиновники парируют — малый бизнес в тендеры почти не идет, ссылаясь на трудности участия. В ближайшее время УФАС, Роспотребнадзор и Агентство госзакупок начнут проверят недобросовестных заказчиков, а республика создаст сайт с крупными заказами для малого бизнеса. Поверит ли бизнес?

Агентство по государственному заказу, УФАС и Роспотребнадзор по РТ вернутся к экспертизе тендеров, размещенных на сайте госзакупок. Во время очередного «Откровенного разговора» в формате проекта «Бизнес и власть», прошедшего накануне без заболевшего уполномоченного по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова, руководитель Агентства по госзаказу Яков Геллер рассказал, что экспертиза может заработать уже с 1 мая при одобрении ее министерством экономики Татарстана.

На встречу предпринимателей и главой УФАС по РТ Александром Груничевым, а также Яковом Геллером заявили около 15 вопросов о недобросовестной конкуренции в сфере тендеров и конкурсов, но обсудить удалось меньше.

Наверное, потому, что больше всего бизнес интересовало, как попасть в систему, где уже все заранее решено: заказ размещается под определенного поставщика с невыполнимыми требованиями. Однако по признанию Груничева и Геллера, рынок занят одними и теми же игроками, потому что никто не хочет участвовать в торгах. «В Татарстане нет давления бизнеса на рынок закупок», — говорят они. Агентству по закупкам приходится лично обзванивать предпринимателей и приглашать на торги. В Татарстане на данный момент среднее число участников торгов — 1,8 человека.

Предпринимателям пообещали, что ситуация изменится — с проведением экспертизы так называемых «заточенных тендеров», конкурсы, которые будут проверяться сразу после размешения, могут отменить или заставить заказчика поменять условия проведения, уверяет Яков Геллер.

Глава УФАС заявил, что предприниматели должны больше обращать внимания на подобные конкурсы и сообщать в управление — без обращений бизнеса, по словам Александра Груничева, ведомство не может отследить весь поток недобросовестных размещений.

А первым направлением, которое намерены курировать три ведомства станут конкурсы по контрактам на поставку продуктов питания. Напомним, в Татарстане объявили, что поставки продуктов в школы и ряд социальных учреждений республики возьмут на особый контроль. Поручение 20 апреля дал врио президента Рустам Минниханов после того, как были озвучены итоги исполнения бюджета за первый квартал. Оказалось, что на покупку продуктов в некоторых муниципалитетах было потрачено в 1,5 раза больше, чем в начале 2014 года.

Ведомства отреагировали на нарушения, которые Рустам Минниханов назвал «безобразием», почти сразу.

Бизнес в данном случае страдает от «поливариантности» поведения заказчика — закон позволяет делать то, что называется «заточки» (тендер с условиями, выполнимыми лишь одним участников), говорит Яков Геллер. Проблема могла бы быть решена, если бы депутаты совершенствовали законодательство, а не отменяли его.

«В теории закупок есть такой термин — устойчивая пара. Это когда заказчик знает, у кого он купит, и наоборот. 223-й закон — очень несовершенен. Я могу у зала спросить, если у системы контрактных тендеров описано семь способов проведения торгов, то сколько по 223-му закону? 1045. К сожалению, это то, что пришло после „свободы изобретать“, когда каждый директор „изобретает“ для своей фирмы вплоть до „сказочного“ способа», — признает глава агентства по госзакупкам.

Но уже в ближайшее время закон может быть переписан. Об этом заговорили и на федеральном уровне, однако пока существует система «1045 способов легализации договоренности», приходится просто мириться, говорит Яков Геллер.

Предприниматели, пришедшие на «Откровенный разговор» с руководителями государственных структур, жаловались, что невозможно навести порядок на рынке заказов ЖКХ, легализовать свадебный бизнес, значительная часть которого продолжает оставаться «в тени». А кто-то предлагал ввести процедуру аккредитации участников торгов, что, по мнению Геллера, противоречит экономическим законам и принципам свободной конкуренции. Проведение торгов «только для татарстанских компаний» обернется тем, что каждый субъект замкнется внутри себя, и зайти на его территорию будет невозможно, предупреждает он.

Малый бизнес, по словам участников, не просто не может конкурировать с «устойчивыми парами», но и вообще получить доступ к крупным заказам. Государственные учреждения и компании размещают тендер на огромные суммы, «потянуть» которые небольшие предприятия не могут. Проблема двоякая —
с одной стороны, разукрупнение заказа противоречит принципу конкуренции, с другой — на рынке должно быть много мелких заказчиков и исполнителей.

Как было заявлено, в Татарстане по предложению Тимура Нагуманова и по решению врио президента Рустама Минниханова создадут отдельную площадку 223agzrt.ru. Она позволит малым предприятиям получить доступ к крупным заказам. На федеральном уровне компании, размещающие заказы на сумму от 1 млрд рублей, должны отдавать 10% от заказа малому бизнесу. В республике сайт, созданный агентством, соберет все конкурсы регулируемых заказчиков, обеспечив доступ к информации малому бизнесу.

Фото на главной: «Вечерняя Казань»

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: