В конце минувшей недели настоящим громом среди ясного неба прозвучало заявление Дисциплинарного антидопингового комитета о дисквалификации Олимпийской чемпионки Лондона Юлии Зариповой. Федеральные и республиканские СМИ с удовольствием подхватили тему «Зарипова попалась на допинге и теперь у нее отберут „золото“ Лондона» и устроили обструкцию спортсменке, за которой еще год назад бегали в желании взять интервью. А спортивные чиновники, не так давно чуть не дравшиеся за право малейшей причастности к победам Юлии, сейчас предпочитают делать вид, что с ней не знакомы. Но морально-этическая сторона этого дела волнует нас не слишком, а вот с самой дисквалификацией много непонятного.
Во-первых, кроме заявления нигде нет самого главного — официального документа, на основании которого Юлию Зарипову дисквалифицировали. И тем более нет никакого решения IAAF (международной федерации легкой атлетики) о лишении Зариповой каких-либо медалей. Более того, в самой IAAF тоже в глаза не видели никаких официальных бумаг из России, о чем ответственные товарищи из федерации открыто заявляют.
Интересна и сама формулировка РУСАДА (российского антидопингового агентства): «За нарушение допинговых правил, выразившееся в использовании запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода», «на основании абнормальных показателей гематологического профиля спортсменки в рамках программы биологического паспорта».
Обратите внимание — никакого допинга у Зариповой не обнаружили. Ни на чемпионате мира в Тэгу, ни на Олимпийских играх в Лондоне.
Речь идет об абнормальных показателях гематологического профиля. Дело в том, что спортсмены постоянно сдают кровь. Все эти показатели заносятся в так называемый биологический паспорт спортсмена (ABP).
Изменения показателей в определенные периоды времени позволяет специалистам WADA (всемирного допингового агентства) делать выводы о том, что в период абнормальных показателей спортсмен употреблял запрещенные препараты и (или) делал запрещенные медицинские процедуры с кровью.
Спортсмены стали заложниками таких паспортов. Ведь доказать, что ты «не верблюд», в этом случае невозможно. Даже если твоя кровь поменяла состав не в результате каких-то запрещенных воздействий и ты чист, как слеза младенца. Таковы правила. Согласитесь, при желании паспорт может стать хорошим инструментом для манипулирования. Может быть, Зарипова просто кому-то «перешла дорогу»?
Не укладывается в голове то, что Юлия два года подряд употребляла какой-то загадочный допинг, который не нашли в процессе соревнований, а потом спокойно решилась на то, чтобы родить второго ребенка. Просто на уровне человеческих инстинктов не укладывается.
Глава РУСАДА Рамил Хабриев объяснил ситуацию так: «В документах спортсменки указывалось на применение незапрещенного метода (метод имитации условий высокогорья). РУСАДА провела дополнительное расследование, изучила мнение экспертов по данному вопросу, а также обратилась к заключениям экспертов ИААФ». То есть «мы долго искали-искали и, наконец, нашли»? Не доказали, а просто воспользовались чьим-то мнением, «презумпцией виновности», дисквалифицировали спортсмена, а результаты за два периода выступлений аннулировали.
Удивляет и позиция президента ВФЛА Валентина Балахничева, который сразу же после оглашения информации по Зариповой сказал, что отстаивать олимпийскую медаль Юлии не будет, а этот скандал в российской легкой атлетике — последний. Очень странно выглядит такая уверенность. Выходит, Балахничев все это время знал, какие и с кем скандалы могут произойти? Почему же не говорил об этом в 2011-м, в 2012-м, или даже в 2013-м, когда Зарипова выиграла на Универсиаде? И почему отказывает в праве апелляции Зариповой? Ведь даже в международной федерации после любого сообщения о дисквалификации спортсмена обязательно идет абзац о том, что в течение 45 дней он может оспорить решение.
Почему допинговая тема вновь всплыла именно сейчас, когда Юлия вышла из «декрета» и приступила к тренировкам? Кому так помешало ее присутствие в составе сборной России? Вопросы, одни вопросы. Ответов нет.
Все ответы у самой Юлии, но она молчит. И я, кажется, догадываюсь почему. Очень хочет снова попасть на Олимпиаду и выиграть ее. РУСАДА дисквалифицировала спортсменку на два с половиной года с 25 июля 2013-го. Олимпийские игры 2016-го года в Рио стартуют 5 августа. Минимальный шанс попасть туда у Зариповой будет. Конечно, есть у Юлии и еще один путь — уехать и выступать за другую страну, в которой не превращают своих спортсменов в расходный материал, который можно выбросить за ненадобностью. Но, зная Зарипову, можно с уверенностью сказать, что если она и продолжит выступать (а сдаваться эта девушка не умеет), то будет бегать только за Россию.
Пока, что бы ни было, не нужно набрасывать известную субстанцию на вентилятор. Юлия Зарипова своим трудом и своим отношением к работе заслужила уважение к себе. Те, кто думает иначе, попробуйте вколоть себе любой допинг и пробежать 3000 с препятствиями
за 9.06.72. Могу поспорить, что нам с вами никакие стимуляторы не помогут.
Дмитрий Зубарев
Спортивный обозреватель портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: