Новости
08 Октября 2014, 15:28

Искандер Гилязов: «Главный принцип в межнациональной политике — понять всех»

Татарстану удалось реализовать межнациональную политику благодаря стремлению «понять всех», считает заведующий кафедрой татароведения и тюркологии КФУ, профессор Искандер Гилязов. В интервью порталу TatCenter.ru он рассказал, в чем причина успеха Татарстана в сохранении стабильности в республике, и почему для нашего общества опасно отказываться от приоритета гуманитарных наук в системе образования.

— Искандер Аязович, в чем, на ваш взгляд, секрет успеха татарстанской межнациональной политики?

— Мы во многом не изобретаем велосипед. Я думаю, что удачный и неудачный опыт других стран учитывается в нашей республике. Хорошо, что в этом вопросе Татарстан находит общий язык с федеральным центром. Конечно, может быть, федеральный центр не всегда воспринимает всесторонне и полностью то, что у нас происходит, но, тем не менее, это вопрос решаемый и решающийся. Пока, вроде бы, Татарстан в этом плане называют образцовым регионом, который показывают всем как пример.

Главный принцип в межнациональной политике — понять всех. Или, по крайней мере, попытаться понять.

Мы часто говорим, что Татарстан — это республика татар. Но надо учитывать, что, во-первых, в Татарстане проживают не только татары, и, во-вторых, что три четверти этнических татар проживает вне пределов республики. Это тоже важная проблема — как другие регионы относятся к татарам, которые там составляют немалую часть населения.

Внимание — всем, и установка руководства республики на то, чтобы представители всех культур ощущали себя комфортно, наиболее эффективная.

— С каким регионом или страной в мире в этом плане можно сравнить нашу республику?

Многонациональных регионов в мире довольно много. Есть государства, которые эти вопросы решают успешно, если те, которые не справляются с такими проблемами. Возможно, они слишком однобоко подходят к этой ситуации. Так же успешно, на мой взгляд, этот вопрос решается в такой многонациональной стране, как Швейцария.

В то же время, есть довольно развитые европейские страны, в которых такие проблемы решаются довольно сложно. К примеру, баски в Испании. Есть Квебек французский, там тоже свои проблемы.

Одна из северных провинций Италии, которую я всегда привожу в пример, где вопрос межнациональных отношений, языкового паритета решен очень давно — это Южный Тироль.

Несмотря на то, что это Италия, большую часть населения там составляют немцы, межэтнические пропорции очень напоминают наши татарстанские. И в этой провинции мы можем видеть, что такое реальное двуязычие во всех сферах жизни.

— Как, по-вашему, в таком многонациональном обществе можно сохранить баланс интересов?

— Я думаю, что ни один народ в Татарстане из-за того, что он говорит на другом языке, не чувствует у нас себя дискомфортно. Конечно, встречаются отдельные персонажи, которые могут говорить: вот мне этого недостаточно. Но, извините,

Мы живем в обществе, где есть разные люди, и мы должны свыкаться с интересами других. Уважать интересы других.

Я понимаю, что татары именно в Татарстане могут и должны получать удовлетворение своих языковых и культурных потребностей. Ведь это единственное государственное образование, которое носит название Татарстан. В других регионах, где татары проживают, об этих потребностях, к сожалению, часто забывают…

В принципе, Татарстан, не противореча российской Конституции, и в полном соответствии с Конституцией Республики Татарстан, должен заботиться о языке и культуре татар, иначе мы их просто потеряем. В условиях глобализации такая опасность есть. Потому что сейчас, когда мир так быстро меняется, происходит всеобщая компьютеризация, глобализация, такая угроза существует не только для татар, но и для многих других малых языков.

— Проблема потери татарского языка настолько актуальна?

— Здесь, конечно, важно соблюдение грамотной политики. Потому что исчезновение языка — это катастрофа. Для любого языка это гуманитарная, культурная катастрофа. Это потеря для всего человечества. И не зря ЮНЕСКО обеспокоена этой проблемой — это опасность мирового масштаба. Малый язык исчезает и в Латинской Америке, и в Европе.

Это проблема общая, и мне кажется, что на мировом уровне нужно такие проблемы обсуждать, чтобы сохранить языки, причем это нужно делать, не противореча межкультурным, межнациональным отношениям. Я думаю, что это можно сделать грамотно, можно сделать спокойно, так, чтобы все люди хорошо понимали, что потеря татарского языка — это потеря не только для татар, это потеря для российского народа, в том числе, общекультурная потеря.

Это ведь не значит, что, когда мы заботимся о татарском языке, мы противопоставляем его русскому языку. Это право татарского народа — сохранить свой язы
к, и это должно находить понимание у самих татар, у других народов, проживающих на территории республики, и это должно находить понимание у государства. В том числе, и у российского.

— Как вы считаете, какова роль молодежи в формировании стабильной обстановки в многонациональном обществе?

— Молодежь всегда отличается любознательностью, и эта любознательность все-таки должна быть позитивной и ориентированной в правильном направлении. В вопросе организации работы с молодежью, на мой взгляд, государство должно уделять особое внимание языку и культуре. Но, с другой стороны, это и забота семьи. Чтобы молодые люди интересовались новыми знаниями, росли в культурном и духовном отношении. Государство должно уделять внимание молодежи в том плане, чтобы она могла получать хорошие условия и стимулы для развития, духовного роста. Не просто собрать молодежь и устроить дискотеку, а так, чтобы молодежь была заинтересована в получении знаний. Не только научных, но и культурных. Чтобы молодежь познавала культуру, понимая, насколько это необходимо. Именно в такой ситуации молодежь со своей активностью и любознательностью может играть важную созидательную роль в обществе.

Конечно, может быть, это звучит слишком абстрактно, слишком общо, но мне кажется, что здесь должен быть разумный паритет между государством и семьей.

Если говорить обо мне, то я считаю, что моя семья дала мне больше, чем государство, в этом отношении. Именно в отмеченном выше плане — она сформировала во мне интерес к культуре, к прошлому.

— Нужны ли какие-то особенные подходы в системе образования в подобном многоконфессиональном обществе?

— Безусловно, важную роль в идеологическом воспитании играет система образования. Но, на мой взгляд, в последнее время в системе образования в России наметился опасный крен. То есть, гуманитарные науки в нашем обществе, в том числе, и в образовании, в настоящий момент потеряли определенный вес, свое значение.

В то же время, влияние гуманитарных наук не сразу бросается в глаза, однако невнимание к ним может иметь очень негативные последствия в будущем. От того, как общество относится к истории, культуре, языку, литературе, зависит духовное здоровье. Люди живут не только тем, что они едят, домом или машиной. Людям нужны еще и духовные ценности. Без этого — никуда не денешься. Человек — это не животное. Когда мы говорим только о материальных ценностях, то мы, фактически, говорим о человеке только как о животном. Хорошо поел, хорошо поспал, построил себе хороший дом, купил себе богатую машину, поехал в Турцию, там отдохнул. Если ты ни о чем духовном не думаешь, это уже опасно. Сегодня ладно — может быть, это будет и не так заметно. Но вот когда общество становится бездуховным, и не будет размышлять, познавать, узнавать новое — это больное общество.

К сожалению, такая проблема — невнимание к гуманитарному направлению в образовании — сегодня имеет у нас место. Я считаю, что именно это должно быть одним из направлений государственной политики, чтобы в людях вновь проснулся интерес к духовности, чтобы они понимали, как важна наука, образование, культура. Чтобы они были более разносторонними.

— Нужны ли в таком случае молодежные организации?

— Молодежь всегда разная, поэтому и молодежные организации могут быть разными по направлениям и сферам. Главное, чтобы они объединяли, а не создавали в обществе лишние проблемы. Необходимо, чтобы они заставляли молодежь думать, учили смотреть в будущее: куда они идут.

Есть военно-патриотические организации, есть религиозные организации — это тоже в определенной степени возвращение к истокам. Ничего страшного или плохого в этом нет, как это порой некоторым видится. Это возвращение к духовности. Есть общества спортивные, если общества любителей кино, масса разных других. Молодежь может объединяться по интересам. В свое время, как бы мы к этому ни относились, организация пионеров, комсомол — они тоже в обществе важные функции выполняли.

Я могу утверждать это вполне компетентно, потому что когда-то сам был пионером, сам был комсомольцем. Да, конечно, чрезмерное идеологическое давление и излишний ура-патриотизм в таких случаях довольно раздражает.

Но, с другой стороны, такого рода организации тоже имеют место быть, они имеют право на существование. Они должны быть в обществе. Общество должно быть разным, и оно должно быть терпимым.

Я понимаю при этом, что общество имеет право и даже обязано
следить за тем, чтобы не было каких-то слишком крайних течений в молодежной среде, и, в общем-то, это правильно — общество не может не заботиться о своем здоровье, о своей безопасности. В то же время, слишком сильно наставлять и даже давить — вы должны быть такими или такими, — тоже не совсем правильно.

— Как, по вашей оценке, в республике в целом обстоит ситуация с проявлениями экстремизма на данный момент?

— Конечно, наше общество не без проблем. Сложностей немало. В том числе, и в духовной сфере. И в то же время, скажу — боюсь сглазить, но, вроде бы, все нормально. Хотя это больше дело профессионалов и специалистов, которые занимаются этим вопросом.

В вопросах экстремизма нельзя все сваливать на силовые структуры. В конце концов, это касается каждого члена общества, ибо экстремизм — это опасность для всех и для каждого в отдельности. У структур в обществе свои функции. И очень важно, чтобы структуры в обществе были незаметны — в этом и проявляется их эффективность.

Если здесь вмешалась определенная структура, там вмешалась, значит, не все хорошо в таком обществе. А вот когда незаметно — так же, как и судья в футболе, если его не видно, он не мешает — то ты наслаждаешься этой игрой.

Это значит, он профессионально выполняет свои функции. То же самое, если силовая структура постоянно будет давить и постоянно будет на виду, наверное, это не совсем хорошо.

Работа не должна складываться из каких-то кампаний. Вот у нас ЧП происходят — в аэропорту, в метро, у нас тут же начинается жуткая суета, постоянные проверки. Оказывается, вот здесь у нас что-то нарушилось, это было плохо, там техника безопасности не соблюдалась. Проводят кадровые зачистки, перестановки, разборки. И все. А вот я не верю, что через месяц, когда все это закончится, все будет хорошо, и что все опять не вернется к прежнему состоянию…

Ну, уволили там двух «стрелочников», но ведь не должно быть так. Не дай Бог опять что-то произойдет, и опять будут искать «стрелочников». Поэтому у нас в работе в отношении профилактики экстремизма все должно быть отлажено и стабильно. Но, к сожалению, наше общество к этому еще не готово.

Наше общество всегда отличалось склонностью к лозунгам, к каким-то красивым словам, публичным мероприятиям, а вот регулярно работать, спокойно и повседневно, чтобы все как часы работало, мы, к сожалению, пока не готовы.

Беседовала Карина Каримова

Новости
23 Ноября 2024, 11:20

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября

На нем рассмотрят 19 вопросов.

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября, как сообщили в пресс-службе парламента. Решение было принято накануне на заседании президиума. Ожидается, что на заседании обсудят 19 вопросов, включая девять законопроектов, разработанных на региональном уровне.

По словам секретаря Госсовета Лилии Мавриной, одним из основных пунктов повестки дня станет рассмотрение во втором чтении законопроекта о бюджете республики и Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и плановые периоды 2026 и 2027 годов.

Напомним, в здании Госсовета РТ проведут ремонтные работы на сумму 56 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: