В своем обращении к читателям Алаев назвал ряд причин, по которым прекращается выпуск газеты. «Первая и главная — газета перестала быть востребованной читателями. Подписные тиражи за последние 2−3 года снизились до смехотворных, соответственно, резко снизились поступления от рекламы, газета вошла в 2011 год с убытками. Акционеры, рассмотрев ситуацию, пришли к выводу, что перспектив у издания нет», — пишет Алаев.
Юрий Алаев:
— Можно ли было избежать печального развития событий? Да, при выполнении ряда условий. Начав выходить в 1992 году как общественно-политическое издание — под названием «Известия Татарстана», наша газета прошла акционирование и была преобразована в деловую в 1996 году, получив название «Время и Деньги». Тогда же контрольный пакет акций был выкуплен у персонала редакции «Татфондбанком» и аффилированными с ним структурами, и возник вопрос о ребрендинге, а по существу о втором стартапе. Соответствующие предложения были сделаны мажоритарному акционеру, но не были услышаны, просто в силу того, что издательский бизнес — это не сфера интересов «Татфондбанка». Вместо ребрендинга тогдашнее руководство ТФБ предложило форму финансовой подпитки на текущие нужды, пусть небольшой, но регулярной. К сожалению, я согласился с таким вариантом, рассчитывая, что мы сможем повторно (после успеха «Известий Татарстана») раскрутиться сами. Это была первая и, возможно, решающая моя ошибка.
Тем не менее газета «Время и Деньги» стала узнаваемой, приобрела авторитет респектабельного издания и даже не слишком потеряла в тираже по сравнению с «Известиями Татарстана», мы прошли кризис 1998—1999 годов. А годом позже произошло событие, которое позволило редакции почти семь лет не очень задумываться о маркетинге, завоевании новых читателей, расширении круга рекламодателей: «ВиД» сумел предложить наименее затратные для госпредприятий, организаций и учреждений условия публикации объявлений о конкурсах, аукционах и торгах и получил статус официального публикатора таких материалов. Это можно было считать коммерческим успехом, но финансовые потоки от публикаций упомянутых объявлений, составлявшие, в среднем за 7 лет, более 40\% всех поступлений от рекламы, постепенно привели к деквалификации рекламного отдела, в определенной степени расхолодили журналистский коллектив — зачем искать острые темы, интересные сюжеты, расшибаться в командировках, когда все идет хорошо и редакция существует относительно безбедно?
Разумеется, «правильный» руководитель обязан был уловить эту тенденцию и переломить ее, а также воспользоваться новым источником доходов для запуска неких вспомогательных коммерческих проектов. Я оказался неправильным руководителем и в свое оправдание могу отметить только одно: едва ли не с первого года существования нашей газеты развивался и другой процесс — наиболее перспективные журналисты «ВиД» активно перекупались теми СМИ, которые имели возможность платить им в полтора-два раза больше, чем мы. Коллеги по цеху знают, сколько сотрудников нашей редакции в разное время перешли в «Коммерсант», «Интерфакс», «Известия», «АК&М», «АиФ-Татарстан», в ту же «Вечерку» и даже — страшно сказать (здесь надо бы поставить смайлик) — в аппарат Президента республики и Госсовет. Иными словами, порой было не до запуска сопутствующих проектов, голова болела о том, как заполнить качественным контентом свои 4−8 полос.
Разумеется, отчасти кадровые потери компенсировались приходом новых сотрудников, не менее, иногда, талантливых и моторных, чем ушедшие, но в целом штат редакции стал постепенно «усыхать», творческая составляющая работы стагнировать; тиражи потихоньку сползали все ниже.
Решающим в истории падения стал 2008 год: в ноябре «ВиД» лишился статуса официального публикатора объявлений о конкурсах, аукционах и торгах, эту функцию правительство передало государственной газете «Республика Татарстан», в том же году (и это распространилось на следующий) более чем на 40\% упали доходы от рекламы — мировой кризис, у всех все упало. Бизнес-структурам с большим запасом прочности или имевшим доступ к госбюджету кризис удалось «проползти»; для ЗАО «ВиД» двойной удар оказался критическим.
Годом позже, успешно достигнув пенсионного возраста, я принял решение отойти от руководства собственно редакцией, предложив коллегам карт-бланш на любые новации, на любое изменение редакционной политики, вплоть до оформления издания и форм подачи материалов. Увы, надежда на всплеск креатива не оправдалась. Возможно, самоустранение от повседневного руководства газетой также было моей большой ошибкой. Последней в этой сфере, хочется думать.
К чему я так подробно обо всем этом рассказываю? Не затем, чтобы оправдаться, оправданий мне нет. Просто, на мой взгляд, это довольно поучительная business-story, даже для тех, кто поднаторел и знает кое-что о бизнес-циклах и естественном умирании тех или иных проектов. Поэтому обращение к читателям и публикуется на полосе «Экономика».
Кто-то может упрекнуть меня в том, что эта business-story неполноценна, так как в ней почти ничего не говорится о роли и месте акционеров, но это просто не моя компетенция. Я могу только сказать, что признателен акционерам в лице «Татфондбанка» за неизменно доброжелательное отношение к редакции и непосредственно ко мне, а особенно — за то, насколько тактично они решили ряд вопросов, связанных с прекращением выпуска газеты «Время и Деньги».
И, разумеется, все мы, сотрудники редакции, не можем не выразить искреннюю и глубокую благодарность людям, которые и по сей день являются нашими читателями и считают, что имеют дело с качественным продуктом. Огромное вам спасибо, с наступающим Новым годом и всех благ!
Юрий Алаев, главный редактор газеты «Время и Деньги», гендиректор ЗАО «ВиД»
А еще остается сайт «ВиД», который, если приложить к нему хорошие руки и деньги, может «выстрелить». В конце концов, несмотря на все передряги, он по сей день имеет один из лучших среди сайтов татарстанских газет индекс цитирования по Яндексу. Кстати, и газета «Время и Деньги» по сию пору входит в десятку наиболее цитируемых СМИ, распространяющихся в Татарстане, то есть и федеральных, и местных. Такой показатель выдают и Gallup media (6-е место), и Медиалогия (9-е). Загадка!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: