Максим Стеблов, КИП «Мастер»: «Для России индустриальные парки — это и есть инновация»

Еще семь лет назад Камский индустриальный парк «Мастер» был единственным в своем роде успешным проектом в России, да и сегодня, надо отметить, таких успешных не так много. А тем временем, КИП «Мастер» не только расширяет объемы производства, но и географию присутствия. В настоящее время решается вопрос о строительстве еще одной площадки под Ярославлем. О задачах и планах предприятия интернет-порталу TatCenter.ru рассказал его руководитель Максим Стеблов.

 — Максим Георгиевич, Камский индустриальный парк был образован в 2004 году, и вот уже почти семь лет Вы являетесь его бессменным руководителем. Какие цели ставили перед парком его учредители при создании?

— Учредитель КИП «Мастер» — КАМАЗ — ставил на тот момент главную задачу -задействовать пустующие производственные площади, а также наладить производство компонентов для собственных нужд. Эти задачи повлекли за собой создание новых компаний, а значит — новых рабочих мест.

— Все ли намеченное на первую «пятилетку» удалось реализовать?

— Я думаю, что удалось реализовать даже больше, чем изначально намечалось. Когда развивался первый этап парка, было не очень понятно, удастся ли все задуманное. Это был венчурный проект, но он в своем развитии превзошел возлагаемые на него ожидания. Сегодня достигнуты значительные успехи: у нас в управлении находится порядка 310 тысяч кв. метров, из них около 60 тысяч — это офисная площадь, остальное -производственная. На территории парка свою деятельность осуществляют 160 различных предприятий. Суммарная численность рабочих около 2300 человек.

В 2010 году (хотя его и называли посткризисным, но экономика России и Татарстана не в полной мере оправилась от кризисных явлений) суммарный оборот наших резидентов составил 7,3 млрд. рублей. К счастью, за кризис мы не потеряли ни одного резидента.

— Какими видами деятельности занимаются резиденты парка?

— Деятельность приблизительно половины предприятий связана с автопромом — производство и поставка комплектующих. Остальные пятьдесят процентов никак не связаны с КАМАЗом. Они осуществляют свою деятельность на рынке, предлагая широкий спектр услуг, начиная от химчистки, заканчивая производством стеклопакетов для пластиковых рам и системами управления для гидроэлектростанций.

— Можно ли сказать, таким образом, что Ваш парк является связующим звеном между малым и крупным бизнесом?

— Несомненно, причем это было заложено изначально в идеологию Камского индустриального парка «Мастер». С самого начала был выпущен приказ генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, в котором оговаривались квоты тем резидентам, которые начнут свою деятельность в рамках КИП «Мастер». Эти резиденты были признаны приоритетными партнерами КАМАЗа, на которых распространился ряд преференций. Среди основных преференций то, что КАМАЗ, во-первых, гарантирует им заказ в определенных объемах, удовлетворение параметров «цена-качество», и, во-вторых — предоставление возможности реализации автокомпонентов, производимых резидентами на российском и мировом рынке. Эти две преференции стали основной ключевой позицией.

— Что получил город Набережные Челны от открытия КИП «Мастер»?

— Совершенно очевидно, что город заинтересован в создании новых рабочих мест, сокращении безработицы, развитии успешного бизнеса, получение налога с предпринимателей, а значит пополнения бюджета на региональном уровне. Кроме того, КАМАЗ заинтересован в производстве автокомпонентов. Несомненным плюсом является и то, что все поставщики работают в непосредственной территориальной близости, что позволяет их контролировать и аудировать.

Инновации и индустриальные парки — это немного разные вещи

— Является ли КИП «Мастер» площадкой для инноваций?

— Все-таки инновации и индустриальные парки это немного разные вещи. В индустриальные парки приходят, чтобы заниматься производством. Вот если бизнесу нужны какие-то инновации, например, чтобы занять свою нишу, это одно дело. Индустриальный же парк, как структура, с инновациями не работает. За исключением того факта, что сами индустриальные парки для России — это и есть инновация. Если десять лет назад никто еще не знал, что это такое, как они работают, то сейчас создаются уже целые Ассоциации индустриальных парков.

— Вы сказали, что парк не занимается инновациями, но сами в 2006 году стали победителем республиканского конкурса «Руководитель года» в номинации «За достижения в инновационной деятельности»…

— О, это как раз и было в связи с тем, что в тот момент сам индустриальный парк являлся инновацией. Ну не было таких парков, да и сейчас, если честно, уверенно функционирующих индустриальных парков в стране может быть два или три. Есть некоторые в проектном состоянии, но успешных — по пальцам одной руки можно пересчитать. А в 2006 году мы были вообще единственные.

— Получается, что ориентироваться было не на что?

— Только на зарубежный опыт.

— Какие сегодня планы развития имеются на Вашем предприятии?

— Поскольку индустриальный парк — это площадка для развития малых и средних бизнесов, то основная наша задача создание и расширение инфраструктуры для привлечения новых резидентов. Дополнительно мы предоставляем много услуг, в том числе поддерживая взаимоотношения наших резидентов и КАМАЗа, помогая иностранным партнерам войти в бизнес. Но первоочередная задача — расширение самого индустриального парка, в связи с чем, уже принято решение о передаче нам еще одного производственного корпуса площадью 1000 кв. метров. Кроме того, идет плотная работа с руководством Ярославской области о строительстве аналогичного индустриального парка у них. Сейчас уже готовится необходимая документация для того, чтобы получить финансирование из губернского и федерального бюджета на его строительство. Таким образом, еще одна наша задача на ближайшие год-два — расширение географии.

Последствия землетрясения в Японии на нас никак не отразились

— Наверно мало кто остался в стороне от волнений, связанных с событиями, произошедшими в Японии. Как, по-вашему, каким образом они отразились на российской экономике, нашем автопроме?

— Наше предприятие, честно скажу, не почувствовало никаких последствий. Есть у нас партнеры, работающие с японскими автопроизводителями, насколько я знаю, и у них все более-менее благополучно. Пока я могу сказать точно, никаких проблем, связанных с японскими событиями мы не испытали.

— Еще один немаловажный вопрос, возникший в минувшем году — повышение цен на металл. Удалось ли добиться компромисса?

— Я считаю, что эти процессы должно регулировать государство. Если оно хочет, чтобы развивалось металлопотребляющие отрасли, значит, оно должно контролировать ту вакханалию, которую устраивают металлурги. Поскольку у нас предприятия все-таки не очень большие, и те из них, которые работают с металлом, в чистом виде его не закупают, а приобретают в виде заготовок, то вопросы регулирования цен с металлургами ложатся на КАМАЗ. Он, как один большой потребитель, договаривается с ними, но, к сожалению, я не располагаю информацией, к каким решениям пришли обе стороны.

Новости
07 Мая 2025, 19:11

На сети водоснабжения в Пестречинском районе РТ направят ₽1,8 млрд

Завершить работы планируют до 16 января 2026 года.

В деревне Куюки Пестречинского района Татарстана построят коммунальные сети на сумму более 1,8 млрд рублей. Эти средства выделят из бюджета республики. Соответствующий тендер размещен на сайте госзакупок.

Согласно документации, на подготовительном этапе специалисты разработают технические условия для проектирования труб в поселке и выроют траншеи на участке. Во время строительства территорию расчистят от растительности, а затем проложат внутренние и внешние системы канализации и водопровод. Заказчиком работ выступает ГКУ «Главинвестстрой». Подрядчику отводится 1,5 месяца на выполнение всех задач, завершить строительство необходимо до 16 января 2026 года.

Ранее TatCenter писал, что модернизация 36 объектов ЖКХ по нацпроекту в РТ стартует в мае.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: