Пиво в пластике — мне не раз доводилось слышать, как эти бутылки мужчины между собой называют «сиськами», — самый востребованный на этом рынке продукт. Как посчитал глава «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, на него приходится почти половина всего произведенного пива в стране или порядка 500 млн. дал в год. Причины тому самые очевидные. Во-первых, пиво в пластиковых бутылках (ПЭТ) продается в емкостях от 0,7 л до 5 л, и существенно дешевле в пересчете на литр по сравнению с другой тарой. Во-вторых, в большинстве случаев в ПЭТ продается крепкое пиво, своего рода готовый «ерш». Названия говорят сами за себя: например, «Арсенальное» или «Охота», крепость соответствующая — под 8%. В общем, никак не гламурный Redd’s в бутылках по 0,33 л.
Депутат Госдумы Виктор Звагельский, комментируя последние поправки относительно ПЭТ, ссылается на европейские нормы, где пиво в пластике не продается. А также говорит о необходимости приведения правил работы в соответствие с теми, что действуют в Казахстане и Белоруссии. В Казахстане уже действует аналогичный запрет, а в Белоруссии его собираются вводить. Редкое для наших политиков равнение на соседей.
В последние полгода пивоваренная отрасль, хоть и с большим сопротивлением, но сдала позиции практически по всем предложенным ограничениям. Решили запретить торговлю пивом крепче 5% в ларьках? Ладно. Хотели назвать пиво алкогольным напитком? Хорошо, что поделаешь. Запрет на ночную торговлю? Да чего уж после всего остального бодаться. Правда, в случае ПЭТ речь идет уже о половине рынка. Но сейчас основные аргументы пивоваров против запрета продажи пива в пластиковых бутылках не отличаются от прежних. Они предрекают рост цен и переход потребителей на водку.
То же самое было и полтора года назад, когда стало известно о трехкратном росте акцизов на пиво. Но, несмотря на мрачные прогнозы представителей отрасли, стоимость пива в рознице выросла только на величину акциза и была очень заметна в случае с большими емкостями — теми самыми бутылками ПЭТ. При этом производство пива в целом в стране не так уж и пострадало, если судить по данным Росстата, в 2010 году оно снизилось на 5,6%. Да и массового перехода на водку не случилось.
Может, и не стоит воспринимать все страшилки от пивоваров слишком уж всерьез. Некоторые даже считают, что нашему потребителю не составит проблемы перестроиться с больших пластиковых на обычные стеклянные бутылки. По словам Дробиза, пиво у нас в стране самый популярный алкоголь и этими мерами по его потреблению всерьез не ударить.
Впрочем, хотя основному инициатору законодательных ограничений — депутату Виктору Звагельскому — до сих пор удавалось провести в жизнь почти все свои идеи, последняя может и не пройти. На интересы глобальных компаний политикам, может, и наплевать, но вот с мнением потребителя у нас делают вид, что считаются. По крайней мере, перед выборами. Хотел Минфин поднять акциз на спирт так, что к 2014 году минимальная цена бутылки водки была бы 400 рублей. Но Владимир Путин этого не одобрил.
С другой стороны, как рассказал мне один из представителей пивоваренной отрасли, возникновение идеи с запретом продажи пива в ПЭТ еще может быть связано с кулуарной борьбой за влияние в «Союзе пивоваров» между старым руководством и новым. Дескать, сами проблему создали, сами же и устранили, а вся отрасль восхищенно выдохнула.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: