Промышленность — основа нашей жизни
— Ольга Вячеславовна, вы много общаетесь с промышленниками, можете выделить какую-то главную их «боль», на чем сейчас больше всего сосредоточена отрасль?
— Я не знаю «боли» всех промышленников, могу выделить основную — она заключается в том, что рынок непонятен. Недавно была новость о том, что у Porsche — $ 20 миллиардов убытков и они думают, за счет чего их покрывать. Была фейковая новость о том, что они хотят танки производить. Volkswagen, Audi, Nissan сокращают работников, сокращения есть в Китае. Нельзя сказать, что где-то все «прет», возможно в Индии. Но я тоже не уверена, иначе индийские работники не приезжали бы в Россию на заработки.
Мы читаем заявление председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что оборотный капитал доступен и предприятия развиваются. Но на самом деле в 80% случаев предприятия доделывают какие-то инвестиционные проекты и не начинают новые. Почему? Нужно понимание рынка, который у тебя будет, за счет чего ты окупишь эти инвестиционные проекты.
Сейчас у компаний есть понимание либо уменьшающегося рынка, либо понимание того, что рынок вообще непонятен.

— Как бы вы описали текущую кадровую ситуацию в отрасли?
— У всех есть кадровый голод, но он снижается за счет того, что компаниям не нужно уже такое большое количество работников. Например, в ИТ-отрасли проходят сокращения, потому что появился искусственный интеллект.
Что касается мигрантов, ситуация двоякая. С одной стороны, пропадает потребность в низкоквалифицированных работниках. Тот же самый айтишник — нужен не тот, который курсы прошел, а тот, который разбирается в более сложных кодах и системах. С мигрантами ситуация 50 на 50.
Мы в компании продолжаем набор кадров, потому что в этом наборе ты можешь найти себе кого-то полезного, и ты захочешь за этого специалиста зацепиться.
Все-таки хорошие специалисты, которые смогут работать и с роботами, и с программами, нужны, они вдруг из ниоткуда не появятся, и надо понимать, что это не мигранты.

— Чем привлекательна промышленная отрасль для молодых кадров?
— Промышленность — это про созидание, про то, что ты можешь сделать мир лучше. Как в советское время говорили — сказку сделать былью, вот это про промышленность. Куда бы мы ни посмотрели, одежда, обувь, телефоны — это все сделано промышленностью. Есть, конечно, какие-то единицы людей, которые не пользуются всеми промышленными благами, но в большинстве мы все пользуемся.
Промышленность — это основа нашей жизни, сфера для развития.
Можно сколько угодно говорить про ИТ, но сейчас произошел определенный перегрев в этой сфере, и зарплаты, например, конструкторов и технологов, сравнялись с зарплатами айтишников, а в каких-то сферах даже перешли.
Заводы сейчас — не страшные станки. Заводы — это чистые цеха, хорошая социальная программа, интересные мероприятия, международные конференции.
У конструктора, технолога и рабочего — у всех есть возможность двигаться, развиваться и добиваться большего.

Не прыгать выше головы
— Как вы оцениваете реализацию бизнес-планов, которые наметили в 2024 году?
— У нас, как у Центробанка России, минфина есть несколько вариантов развития событий. Обычно у нас бывают два сценария: первый — реалистичный, второй — оптимистичный сценарий, может быть еще негативный.
Не всех бизнес-целей мы достигли в 2024 году. Например, мы планировали построить новый производственный корпус, но строительство перенесли и достраивать его мы будем в 2026 году. Нам не очень повезло с подрядчиком. Это было самое большое недостижение цели.
— Опишите, пожалуйста, свою бизнес-миссию на текущий момент?
— Задача 2025 года — пройти год спокойно, без переживаний, стабильно и реализовать все планы, которые перед нами стоят. Не прыгать выше головы, а спокойно, полномерно пройти этот год.

— В недавнем интервью «Россия-24» о работе ИПЦ вы рассказывали про остановки инвестиций, однако заметили, что «притормозить не значит остановиться». На чем сейчас сфокусирована работа компании?
— Мы сфокусированы на том, чтобы улучшить свою работу. У нас очень много внедренных систем, которые относятся к бережливому производству и к системе менеджмента качества.
В этом году есть две основные цели — первая связана с улучшением наших внутренних процессов, с уменьшением временных и денежных затрат. Также изучаем, как сократить цикл производства. Вторая большая задача — расширение рынка продаж как внутри России, так и за рубежом.
— Можете рассказать о совместных проектах с вузами? Какие темы больше всего интересуют молодых специалистов?
— Например, мы проводили исследования с разными технологическими средами, с их влиянием на ту продукцию, которую производим. Создавали совместные конструкторские разработки. Также мы ведем постоянную большую работу по привлечению молодых специалистов на промышленное предприятие. Достаточно много конструкторов и технологов таким образом пришли к нам на завод.
У нас заключены соглашения с несколькими школами, вузами и ссузами, в том числе на прохождение летней практики, чтобы они поняли, что такое завод, как это работает, и можно ли здесь себя реализовать.
Люди идентифицируют риск, но не берут ответственность за него
— В вашей политике в области качества есть фраза о том, что «руководство определяет и берет на себя обязательства обеспечивать реализацию следующих направлений для развития предприятия», в том числе — «применять риск-ориентированное мышление». Как обучиться такому мышлению и научить команду подобному навыку?
— Практически все наш работники, за исключением тех, кто пришел совсем недавно, знают, что такое риск-ориентированное мышление. У каждого в инструкции закреплены риски, с которыми он может столкнуться. Если адаптация у работника прошла нормально и он ознакомился со всеми локальными документами, он понимает, с какими рисками может столкнуться.
Самое интересное — люди идентифицируют риск, но они не берут на себя ответственность за управление этим риском.
Например, у тебя риск простоя оборудования. Как обычный слесарь может регулировать этот риск? Он должен бережно относиться к оборудованию, своевременно сообщать о ремонте, выключать это оборудование, он не должен передавать оборудование лицам, которые не умеют обращаться с ним. Но очень часто вместо этих действий работник пишет о том, что нужно «своевременно закупать новое оборудование».
Самая большая работа над рисками началась после объявления СВО: каждый отдел написал огромный список рисков, с которыми может столкнуться. Дальше мы в течение месяца смотрели на то, что сделали и не сделали с тем, чтобы эти риски преодолеть. Когда ты описал риск, уже понимаешь, как с ним работать. Внутри коллектива нам удалось снять напряжение и мы начали постепенно отрабатывать все возможные риски, которые могли быть. Мы реализовали все мероприятия, которые у нас были записаны в нашей карте рисков.

Семейное предпринимательство
— В Сети пока не особо распространяется информация о таком важном законе, как закон о семейной предпринимательстве. Можете подробнее рассказать о проекте и о своем участии в нем?
— Очень многие компании в России, притом достаточно крупные, являются семейными компаниями. Мы даже можем об этом не подозревать.
Семейный бизнес стал неким трендом. Очень хорошо, что Торгово- промышленная палата подняла этот вопрос на законодательном уровне.
Все о чем сейчас говорят, уже давно реализовано во многих странах — трастовые фонды, фонды наследования — все эти институты призваны безопасно, без стресса передавать управление компаниями.
У нас таких структур не было, сейчас начали появляться. Думаю, что со временем их будет еще больше. Это необходимо для стабильной экономики и для того, предприятия не уходили из отрасли после смерти владельца.
Компании, которые участвуют в рамках семейного проекта ТПП, как правило, малый или средний бизнес. Они выросли в этом проекте, потому что участие открывает огромные возможности для взаимодействия, для выстраивания связей внутри страны и за рубежом.
Мы участвуем в этом проекте с 2019 года. В этом году меня и моего брата приняли в Хранители династии. Это почетное звание, которое говорит о том, что мы достаточно много сделали для продвижения семейного бизнеса в своем регионе.

— Каких результатов удалось достичь Комитету в стратегии промышленного туризма? Как люди относятся к такому довольно молодому направлению в туристической отрасли?
— Сейчас все развивается достаточно активно, все больше компаний вовлекается. Главный акцент — не на зарабатывании денег, а на профоориентации. В ряде компаний организация экскурсий становится прибыльным делом.
В целом, российский туризм стал довольно популярным, в том числе и поездки в Казань. Но есть еще недоверие к туризму в малых городах. Основная проблема там — отсутствие номерного фонда. То есть, принять какую-то небольшую группу еще можно, но если будет постоянный поток, то вопрос с проживанием остается открытым.
— Для бизнеса важен обмен мнениями, и лучше всего этот процесс получается на специализированных площадках и выставках. В ближайшее время планируете выступить в качестве спикера? Для общего понимания посетить какие-то выставочные форумы, например, ПМЭФ?
— Впереди — активное время, будет очень много форумов, конференций. Единственное, в этом году мы приняли решение не участвовать в ИННОПРОМе в Узбекистане, потому что гораздо проще встретиться с нужными тебе людьми после этого мероприятия. До июля постоянно будут какие-то конференции, выставки и форумы.

— В какой момент вы поняли, что есть идеи и, главное, ресурс на открытие ресторана «Лисы, спички, два ствола»?
— Это было совпадение нескольких факторов: год назад нам сказали, что есть помещение в технопарке «Идея», а мне, не поверите, как-то снилось, что у меня есть там офис. Это было примерно полтора года назад. И вот, спустя полгода, нам предложили здесь офис, и было помещение под кафе. Если бы это было в другом месте, я бы не открыла кафе, потому что разрываться еще на какое-то другое место я бы не смогла.
Я — проектный человек и мне все время нужны новые интересные задачи. Если это рутина, я просто чахну.
Даже до того, как я стала руководителем, на своих предыдущих местах работы выбирала проект, делала его работающим, и когда это все переходило в рутину, я понимала, что мне просто неинтересно работать.
Для меня «Лисы, спички, два ствола» — это подъем, кайф, у меня там творческое начало.

— Общепит, как и промышленность, очень капризная отрасль. Какие навыки помогают вам успешно реализовываться и в одной, и в другой отраслях, и держать баланс?
— Держать баланс при открытии нового дела вообще не получается. Ты работаешь постоянно. Я для себя это понимала, когда открывала ресторан.
Проблемы в общепите, на самом деле, все те же самые, что и в промышленности. Отличие, возможно, лишь в стратегии продвижения, потому что здесь нужно больше коммуницировать с людьми. И ты либо объяснишь им преимущество своего продукта, либо ты не сможешь это сделать.
Справка
Ольга Айдуганова — директор, совладелец ООО «ИПЦ», руководитель комитета внешнеэкономической деятельности Промышленного кластера Татарстана, основатель ресторана «Лисы, спички, два ствола» в Казани. Образование: высшее — КГУ («юриспруденция»), КФУ, («финансовый менеджмент», «психология»).
Инженерно-производственный центр (Бугульма) основан в 1988 году. Компания является разработчиком технологии и оборудования для соединения труб с покрытием, разработчиком конструкции неразъемных электроизолирующих соединений, а также занимается производством и поставкой труб футерованных полиэтиленовой трубой и деталей трубопроводов с антикоррозионными покрытиями.
Екатерина Слюсарева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: