Женское это дело
22 Мая 2025, 08:00

Ольга Айдуганова, ИПЦ: Семейный бизнес стал трендом

Директор ООО «Инженерно-производственный центр», руководитель комитета внешнеэкономической деятельности Промышленного кластера РТ Ольга Айдуганова — о схожести ведения бизнеса в общепите и промышленности, о развитии семейного предпринимательства и о том, как научить людей брать на себя риски.

Промышленность — основа нашей жизни

— Ольга Вячеславовна, вы много общаетесь с промышленниками, можете выделить какую-то главную их «боль», на чем сейчас больше всего сосредоточена отрасль?

—  Я не знаю «боли» всех промышленников, могу выделить основную — она заключается в том, что рынок непонятен. Недавно была новость о том, что у Porsche — $ 20 миллиардов убытков и они думают, за счет чего их покрывать. Была фейковая новость о том, что они хотят танки производить. Volkswagen, Audi, Nissan сокращают работников, сокращения есть в Китае. Нельзя сказать, что где-то все «прет», возможно в Индии. Но я тоже не уверена, иначе индийские работники не приезжали бы в Россию на заработки.

Мы читаем заявление председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что оборотный капитал доступен и предприятия развиваются. Но на самом деле в 80% случаев предприятия доделывают какие-то инвестиционные проекты и не начинают новые. Почему? Нужно понимание рынка, который у тебя будет, за счет чего ты окупишь эти инвестиционные проекты.

Сейчас у компаний есть понимание либо уменьшающегося рынка, либо понимание того, что рынок вообще непонятен.

В 80% случаев предприятия доделывают инвестиционные проекты и не начинают новые
Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— Как бы вы описали текущую кадровую ситуацию в отрасли?

— У всех есть кадровый голод, но он снижается за счет того, что компаниям не нужно уже такое большое количество работников. Например, в ИТ-отрасли проходят сокращения, потому что появился искусственный интеллект.

Что касается мигрантов, ситуация двоякая. С одной стороны, пропадает потребность в низкоквалифицированных работниках. Тот же самый айтишник — нужен не тот, который курсы прошел, а тот, который разбирается в более сложных кодах и системах. С мигрантами ситуация 50 на 50.

Мы в компании продолжаем набор кадров, потому что в этом наборе ты можешь найти себе кого-то полезного, и ты захочешь за этого специалиста зацепиться.

Все-таки хорошие специалисты, которые смогут работать и с роботами, и с программами, нужны, они вдруг из ниоткуда не появятся, и надо понимать, что это не мигранты.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— Чем привлекательна промышленная отрасль для молодых кадров?

— Промышленность — это про созидание, про то, что ты можешь сделать мир лучше. Как в советское время говорили — сказку сделать былью, вот это про промышленность. Куда бы мы ни посмотрели, одежда, обувь, телефоны — это все сделано промышленностью. Есть, конечно, какие-то единицы людей, которые не пользуются всеми промышленными благами, но в большинстве мы все пользуемся.

Промышленность — это основа нашей жизни, сфера для развития.

Можно сколько угодно говорить про ИТ, но сейчас произошел определенный перегрев в этой сфере, и зарплаты, например, конструкторов и технологов, сравнялись с зарплатами айтишников, а в каких-то сферах даже перешли.

Заводы сейчас — не страшные станки. Заводы — это чистые цеха, хорошая социальная программа, интересные мероприятия, международные конференции.

У конструктора, технолога и рабочего — у всех есть возможность двигаться, развиваться и добиваться большего.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

Не прыгать выше головы

— Как вы оцениваете реализацию бизнес-планов, которые наметили в 2024 году?

— У нас, как у Центробанка России, минфина есть несколько вариантов развития событий. Обычно у нас бывают два сценария: первый — реалистичный, второй — оптимистичный сценарий, может быть еще негативный.

Не всех бизнес-целей мы достигли в 2024 году. Например, мы планировали построить новый производственный корпус, но строительство перенесли и достраивать его мы будем в 2026 году. Нам не очень повезло с подрядчиком. Это было самое большое недостижение цели.

— Опишите, пожалуйста, свою бизнес-миссию на текущий момент?

— Задача 2025 года — пройти год спокойно, без переживаний, стабильно и реализовать все планы, которые перед нами стоят. Не прыгать выше головы, а спокойно, полномерно пройти этот год.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— В недавнем интервью «Россия-24» о работе ИПЦ вы рассказывали про остановки инвестиций, однако заметили, что «притормозить не значит остановиться». На чем сейчас сфокусирована работа компании?

— Мы сфокусированы на том, чтобы улучшить свою работу. У нас очень много внедренных систем, которые относятся к бережливому производству и к системе менеджмента качества.

В этом году есть две основные цели — первая связана с улучшением наших внутренних процессов, с уменьшением временных и денежных затрат. Также изучаем, как сократить цикл производства. Вторая большая задача — расширение рынка продаж как внутри России, так и за рубежом.

— Можете рассказать о совместных проектах с вузами? Какие темы больше всего интересуют молодых специалистов?

— Например, мы проводили исследования с разными технологическими средами, с их влиянием на ту продукцию, которую производим. Создавали совместные конструкторские разработки. Также мы ведем постоянную большую работу по привлечению молодых специалистов на промышленное предприятие. Достаточно много конструкторов и технологов таким образом пришли к нам на завод.

У нас заключены соглашения с несколькими школами, вузами и ссузами, в том числе на прохождение летней практики, чтобы они поняли, что такое завод, как это работает, и можно ли здесь себя реализовать.

Люди идентифицируют риск, но не берут ответственность за него

— В вашей политике в области качества есть фраза о том, что «руководство определяет и берет на себя обязательства обеспечивать реализацию следующих направлений для развития предприятия», в том числе — «применять риск-ориентированное мышление». Как обучиться такому мышлению и научить команду подобному навыку?

— Практически все наш работники, за исключением тех, кто пришел совсем недавно, знают, что такое риск-ориентированное мышление. У каждого в инструкции закреплены риски, с которыми он может столкнуться. Если адаптация у работника прошла нормально и он ознакомился со всеми локальными документами, он понимает, с какими рисками может столкнуться.

Самое интересное — люди идентифицируют риск, но они не берут на себя ответственность за управление этим риском.

Например, у тебя риск простоя оборудования. Как обычный слесарь может регулировать этот риск? Он должен бережно относиться к оборудованию, своевременно сообщать о ремонте, выключать это оборудование, он не должен передавать оборудование лицам, которые не умеют обращаться с ним. Но очень часто вместо этих действий работник пишет о том, что нужно «своевременно закупать новое оборудование».

Самая большая работа над рисками началась после объявления СВО: каждый отдел написал огромный список рисков, с которыми может столкнуться. Дальше мы в течение месяца смотрели на то, что сделали и не сделали с тем, чтобы эти риски преодолеть. Когда ты описал риск, уже понимаешь, как с ним работать. Внутри коллектива нам удалось снять напряжение и мы начали постепенно отрабатывать все возможные риски, которые могли быть. Мы реализовали все мероприятия, которые у нас были записаны в нашей карте рисков.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

Семейное предпринимательство

— В Сети пока не особо распространяется информация о таком важном законе, как закон о семейной предпринимательстве. Можете подробнее рассказать о проекте и о своем участии в нем?

— Очень многие компании в России, притом достаточно крупные, являются семейными компаниями. Мы даже можем об этом не подозревать.

Семейный бизнес стал неким трендом. Очень хорошо, что Торгово- промышленная палата подняла этот вопрос на законодательном уровне.

Все о чем сейчас говорят, уже давно реализовано во многих странах — трастовые фонды, фонды наследования — все эти институты призваны безопасно, без стресса передавать управление компаниями.

У нас таких структур не было, сейчас начали появляться. Думаю, что со временем их будет еще больше. Это необходимо для стабильной экономики и для того, предприятия не уходили из отрасли после смерти владельца.

Компании, которые участвуют в рамках семейного проекта ТПП, как правило, малый или средний бизнес. Они выросли в этом проекте, потому что участие открывает огромные возможности для взаимодействия, для выстраивания связей внутри страны и за рубежом.

Мы участвуем в этом проекте с 2019 года. В этом году меня и моего брата приняли в Хранители династии. Это почетное звание, которое говорит о том, что мы достаточно много сделали для продвижения семейного бизнеса в своем регионе.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— Каких результатов удалось достичь Комитету в стратегии промышленного туризма? Как люди относятся к такому довольно молодому направлению в туристической отрасли?

— Сейчас все развивается достаточно активно, все больше компаний вовлекается. Главный акцент — не на зарабатывании денег, а на профоориентации. В ряде компаний организация экскурсий становится прибыльным делом.

В целом, российский туризм стал довольно популярным, в том числе и поездки в Казань. Но есть еще недоверие к туризму в малых городах. Основная проблема там — отсутствие номерного фонда. То есть, принять какую-то небольшую группу еще можно, но если будет постоянный поток, то вопрос с проживанием остается открытым.

— Для бизнеса важен обмен мнениями, и лучше всего этот процесс получается на специализированных площадках и выставках. В ближайшее время планируете выступить в качестве спикера? Для общего понимания посетить какие-то выставочные форумы, например, ПМЭФ?

— Впереди — активное время, будет очень много форумов, конференций. Единственное, в этом году мы приняли решение не участвовать в ИННОПРОМе в Узбекистане, потому что гораздо проще встретиться с нужными тебе людьми после этого мероприятия. До июля постоянно будут какие-то конференции, выставки и форумы.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— В какой момент вы поняли, что есть идеи и, главное, ресурс на открытие ресторана «Лисы, спички, два ствола»?

— Это было совпадение нескольких факторов: год назад нам сказали, что есть помещение в технопарке «Идея», а мне, не поверите, как-то снилось, что у меня есть там офис. Это было примерно полтора года назад. И вот, спустя полгода, нам предложили здесь офис, и было помещение под кафе. Если бы это было в другом месте, я бы не открыла кафе, потому что разрываться еще на какое-то другое место я бы не смогла.

Я — проектный человек и мне все время нужны новые интересные задачи. Если это рутина, я просто чахну.

Даже до того, как я стала руководителем, на своих предыдущих местах работы выбирала проект, делала его работающим, и когда это все переходило в рутину, я понимала, что мне просто неинтересно работать.

Для меня «Лисы, спички, два ствола» — это подъем, кайф, у меня там творческое начало.

Фото из личного архива Ольги Айдугановой

— Общепит, как и промышленность, очень капризная отрасль. Какие навыки помогают вам успешно реализовываться и в одной, и в другой отраслях, и держать баланс?

— Держать баланс при открытии нового дела вообще не получается. Ты работаешь постоянно. Я для себя это понимала, когда открывала ресторан.

Проблемы в общепите, на самом деле, все те же самые, что и в промышленности. Отличие, возможно, лишь в стратегии продвижения, потому что здесь нужно больше коммуницировать с людьми. И ты либо объяснишь им преимущество своего продукта, либо ты не сможешь это сделать.

Справка

Ольга Айдуганова — директор, совладелец ООО «ИПЦ», руководитель комитета внешнеэкономической деятельности Промышленного кластера Татарстана, основатель ресторана «Лисы, спички, два ствола» в Казани. Образование: высшее — КГУ («юриспруденция»), КФУ, («финансовый менеджмент», «психология»).

Инженерно-производственный центр (Бугульма) основан в 1988 году. Компания является разработчиком технологии и оборудования для соединения труб с покрытием, разработчиком конструкции неразъемных электроизолирующих соединений, а также занимается производством и поставкой труб футерованных полиэтиленовой трубой и деталей трубопроводов с антикоррозионными покрытиями.

Екатерина Слюсарева

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
05 Декабря 2025, 07:46

Цены на технику для россиян вырастут до 35% В 2026 году

Среди причин — технологический сбор и обязательная маркировка электроники.

В России цены на технику увеличатся до 35% в следующем году. На рост ценника повлияют дефицит памяти, технологический сбор и обязательная маркировка электроники.

Информацию об этом сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. До недавнего времени память занимала до семи процентов себестоимости гаджетов. Сейчас ее доля выросла до 20%, что напрямую влияет на конечный ценник телефонов, ноутбуков.

Читайте также: «Что ждет технологии в 2026 году: топ-5 трендов для бизнеса».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: