Качество и сервис могут предложить не все производители
— Анжела, как вы оцениваете текущее состояние рынка мебели, что можете сказать о производствах Казани и Татарстана? Бытует мнение, что мебель выгоднее закупать за пределами республики. Так ли это?
— Весь рынок мебели — это два больших направления: конвейерное производство по стандартным размерам и изготовление изделий по индивидуальным параметрам. Если рассматривать в целом российский рынок мебели, то в последние годы он показывает положительные результаты, внутреннее производство развивается хорошими темпами, отмечается превышение показателей импорта. Мне нравится, как развивается в этом отношении Центральный федеральный округ.
Что касается Казани и Татарстана в целом, производство мебели по индивидуальным размерам также взяло динамичный темп для развития. Поэтому приобретение мебели за пределами Татарстана не всегда того стоит, поскольку производство в нашей республике не уступает по качеству производствам, которые последнюю пятилетку значились в числе лидеров.
Сейчас в нашем регионе можно приобрести разные варианты мебели — от бюджетных до класса «люкс». Но в то же время на рынке не так много производителей, способных предложить одновременно и качество, и сервис высокого уровня.
— Как, на ваш взгляд, будет меняться рынок мебели в ближайшие годы? Насколько высока конкуренция в этой нише?
— Мебельный рынок развивается стремительно, у него прекрасные перспективы. Главное — уметь создать качественное предложение для потребителя. Да, конкуренция высока. Но, повторюсь, создать качественный продукт в сочетании с лучшим сервисом сегодня получается не у всех.
— Недавние исследования РБК показывают, что лишь 22% россиян покупают мебель в интернет-магазинах. Боятся получить товар не соответствующего качества. Ваше мнение: будущее в плане мебельных продаж за шоурумами или маркетплейсами?
— Предположу, что эта цифра касается поточных производств. Если мы говорим о возможности приобрести мебель на заказ по размерам дома, квартиры или офиса, то вариант приобретения онлайн не подойдет. Важно учесть эргономику помещения, предпочтения заказчиков в цветовой гамме, функциональное и стилистическое соответствие и сделать упор на экономию жилого пространства, без загромождения функциональности. В этом случае нет мелочей. Поэтому такой вариант приемлем только в формате шоурумов, где при желании мебель можно буквально пощупать, ведь соприкасаться с ней после покупки придется часто и долгое время.
Теневая конкуренция и кадровый голод — основные проблемы мебельщиков на заказ
— Каковы основные проблемы мебельного рынка Татарстана? Как он развивается, по сравнению с другими регионами РФ?
— Что касается проблем производства мебели по индивидуальным размерам в Татарстане, то отмечу несколько. Это широкое теневое производство, домашние мастерские, которые развивают теневую конкуренцию. Отсюда и демпинг на рынке, а за качество продукции у таких производств никто не отвечает. Одной из проблем является низкая платежеспособность заказчиков. А также специфика работы с государственными учреждениями, когда производитель вынужден балансировать в финансовом обеспечении, чтобы сохранить рабочие места.
Основная же проблема — кадровое обеспечение. На рынке республики очень мало профессиональных мастеров. Да, наш коллектив довольно устойчив, с 2005 года работаем в неизменном составе и стараемся ежегодно повышать квалификацию, но, тем не менее, хотелось бы кадрового пополнения, где каждый готов обмениваться опытом, подтверждать свою квалификацию. Ведь качественное предложение рождается в руках профессионального сборщика. Для меня это маэстро, который выдержит идеальную диагональ и сведет стык, словно художник. Но даже, несмотря на возможные сложности, в Татарстане мебельное производство неплохо развивается.
— В чем основные сложности мебельного бизнеса, с учетом нынешних условий?
— Бизнес подобен качелям. В нашем случае главное — выстраивать правильный бизнес-план и придерживаться концепции производства. На мой взгляд, основополагающие моменты для предпринимателей в нашей сфере — гибкость и умение подстроиться под любые условия. Поэтому существенных сложностей, кроме теневой конкуренции, не вижу.
— Как сказались на работе вашего бизнеса проблемы с удорожанием леса? Как пережили период пандемии и начало военной спецоперации?
— Безусловно, многие заказчики опускали руки, видя темпы роста цен, и сами производители расстраивались. Но нас эти сложности не коснулись. Потому что мы стараемся работать на перспективу, и склады нашего производства всегда имеют запасы материалов, что позволяет мягко корректировать цены.
— Вы упомянули устойчивость коллектива на вашем предприятии. Как удается удерживать кадры?
— Кадровый состав у нас небольшой, и это мое богатство. Всякое за период сотрудничества было, но мы вместе с 2005 года, и я этим очень горжусь. Сложно сказать, что именно держит нас в одной связке, я не использую в работе политику кадрового менеджмента и считаю, что в любых взаимоотношениях нужно оставаться человеком, поддержать в нужный момент и быть верным своему слову.
— В каком ценовом сегменте работает ваша компания в настоящее время?
— Сегодня мы имеем возможность работать с заказчиками в любом ценовом сегменте. Но так как в 2020 году мы докрутили концепцию и расширили возможности производства, держим сейчас фокус внимания на сегменте комфорт-класса и выше.
— Сейчас много говорят о продвинутости клиентов: в свете нынешнего состояния мебельного бизнеса в Татарстане это хорошо или плохо? Что предпочитают покупатели или партнеры?
— Признаюсь, я неравнодушна к продвинутым клиентам, рассматриваю их обращение как прекрасную возможность для творческого развития компании и улучшения клиентского сервиса. Кроме того, это и возможность оставаться в тренде мебельного рынка. Сегодня покупатель уже предпочитает смелые решения и все чаще прибегает к услугам дизайнера. Именно поэтому мы активно развиваем партнерские отношения с девелоперами и дизайнерами в комьюнити. Работы таких творческих союзов дают прекрасный результат по готовому предложению и сервисному обслуживанию для заказчиков.
— Как изменились за последнее время подходы к производству и реализации мебели?
— Грамотные производители постоянно работают над процессами производства и сервиса. Например, клиенты очень ценят, когда производитель сопровождает их в эксплуатации мебели определенное время после покупки. Качество мебели напрямую зависит от компетентной работы мастера. Поэтому, считаю, что обучение и участие в различных конкурсах — неотъемлемая часть рабочего процесса и развития мастеров.
— В Татарстане с 2017 года работает мебельный кластер. Что думаете относительно такого рода инициативы?
— В мебельный кластер Татарстана мы пока не входим. Но я считаю его создание прекрасной государственной инициативой. Это возможность для роста и развития частных компаний, определенно, помощь молодым предпринимателям.
Мебельный бизнес — возможность проявить потенциал
— Какие факторы определяют эффективность мебельного производства?
— Эффективность обеспечивает гармоничное сочетание нескольких аспектов — сам продукт, техника, организация, логистика, стратегия и человек. Проще говоря, каждый клиент должен получить, например, кухню мечты путем эволюционного решения компании.
— У вас семейный бизнес. Почему именно мебельное производство?
— Открыла эту компанию моя мама, она одна из первых леди в мебельном бизнесе республики. Это прекрасный, идейный человек с безупречным вкусом. На протяжении всего пути роста и развития компании она подавала идеи в сфере дизайна мебели, ее функциональности и эргономики. У мамы есть принцип — быть честной и лучшей, поэтому ее реальные советы клиентам дарили нам новые рекомендации.
Меня покоряют люди честного бизнеса, именно поэтому я приняла решение помочь маме в развитии компании. А в определенный момент она передала мне бразды правления. Но и по сей день мама для меня — лучший идейный вдохновитель, советник, друг и помощник.
— Есть мнение, что мебельное направление — совсем не женское дело. А что скажете вы?
— Почему же? Я бы, наверное, отнесла эту мысль, скорее, к мифам и стереотипам. Женщина, прежде всего, является украшением. Это прекрасный идейный вдохновитель и единомышленник, она умеет органично сочетать женственность с твердым характером. Более того, любая успешная бизнес-леди на все 100% мотивирована своей деятельностью, которая приносит ей не только доход, но и удовольствие.
Мебель — это не только конструктив и сборка, что чаще всего понимается под мужской работой. Мебельный бизнес — прекрасная возможность проявить свой потенциал в создании трендов и новинок в дизайне мебельного производства. Поэтому я всегда за отказ от стереотипов и мифов и безумно рада, что в разных секторах бизнеса у руля стоят именно женщины.
Беседовала Оксана Бирюкова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: