Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?

Туристический рынок Татарстана ждет глобальная «чистка» — из-за негативных изменений, происходящих в отрасли, сегмент покинут до 50% агентств. На спорные вопросы портала TatCenter.ru о том, как потребителям обезопасить себя при покупке путевки, и что делать малому бизнесу, занятому в туриндустрии, ответил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов.

Туристический рынок страны лихорадит. Меньше чем за месяц, в самый разгар сезона, о приостановке деятельности объявили шесть туроператоров. Возбуждено пять уголовных дел. Эксперты уверены, компенсации страховщиков обанкротившихся туроператоров вряд ли устроят обманутых потребителей. Последние пойдут в суд с исками, в том числе, к турагентам.

Редакцию портала TatCenter.ru посетил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов и рассказал, почему «чистка» пойдет рынку на пользу, чего стоит опасаться малому бизнесу, а также на что следует обратить внимание потребителю, приобретающему путевку.

Полная видеоверсия интервью с Рамилем Мифтаховым

Паники нет, есть непонимание

— Рамиль Зуфарович, как негативные изменения, происходящие в туриндустрии, отражаются на туристах и бизнесе?

— Все, что сегодня происходит на рынке, отражается на туристическом бизнесе Татарстана, и достаточно серьезно. Прежде всего, на доходах малого и среднего бизнеса. Фактически, из-за общего негатива падает спрос на турпродукты. За счет этого сжимается рынок. Люди перестают верить в уже построенную систему: «агентство — оператор — отдых» и задумываются: ехать в отпуск или подождать. Многие туристы отложили отпуск либо начали заниматься его организацией самостоятельно.

— Можно ли говорить о том, что среди турагентств существует паника?

— Паники нет, есть непонимание, что делать дальше. Компаниям, которые работают в белую — платят налоги, правильно осуществляют проплаты за туры, в данном случае я имею в виду взаимоотношения между юрлицами (агент — оператор, — ред.), бояться нечего. Весь этот негатив 100\% выльется на агентства, работающие вчерную. Таких агентств большинство, и им стоит опасаться того, что происходит на рынке.

— Почему?

— Потому что при подаче претензии, — а так как тур не случился, люди идут в страховую компанию, — большинству таких туристов страховая компания откажет в выплате компенсации. Что им останется делать? Только идти в суд, который встанет на сторону туристов.

— Вы имеете в виду, что обманутые люди пойдут в суд с исками именно на турагентства?

— Безусловно.

Рынок ждет «чистка»

— Как Вы считаете, сколько недобросовестных компаний покинут рынок?

— Если судебные издержки будут в районе 100−300 тысяч рублей, а мы понимаем, что сейчас рынок сжимается, и впереди «низкий сезон» — осенне-зимний сезон трудно прогнозировать, но падение очевидно, — я думаю, все компании, на которые недовольные туристы подадут в суд, будут вынуждены уйти с рынка. Речь идет примерно о 50\% агентств от общего туристического рынка Казани.

— Рынок ждет глобальная «чистка»?

— Да. И это хорошо. Недобросовестные компании «ломают» рынок. Демпингом, некачественным обслуживанием туристов… Все это приводит к негативному отношению к туристическому бизнесу со стороны потребителей.

— Что делать добросовестным агентствам?

— Продолжать работать дальше. Закон полностью на их стороне. Туристам тех компаний, которые работают в белую, страховая компания выплатит компенсации. Трудно говорить о суммах, но выплаты будут. Если же туристы, неудовлетворенные суммой компенсации, пойдут в суд, то этого опасаться не стоит. Есть решение коллегии Верховного суда РФ, где четко сказано, что в подобных спорах между турагентствами и клиентами приоритетным законом является отраслевой. В данном случае, закон о туризме, а не закон о защите прав потребителей. Я бы рекомендовал компаниям, которые работают в белую, вернуть все вознаграждение, которое им заплатил туроператор, клиентам, чтобы хоть как-то компенсировать те расходы, которые они получили.

«Люди будут бояться бронировать туры»

— Как вести себя бизнесу в дальнейшем? Возможно, стоит пересмотреть бизнес-процессы, поменять продуктовую линейку…

— Спрос рождает предложение. Люди будут бояться бронировать туры заранее и будут тянуть с оплатой путевки до последнего. К этому надо быть готовыми. Не могу рекомендовать уйти в какое-то конкретное направление. Нужно успокоиться всем. Принять ситуацию такой, какая она есть. Рынок будет меняться. Уже возбуждены уголовные дела. Время покажет, кто из туроператоров совершал мошеннические действия, а кто просто не смог справиться с ситуацией.

— Могут ли другие туроператоры объявить о приостановке деятельности в ближайшей перспективе?

— На сегодняшний день есть опасения, что с рынка, так сказать, «под шумок» уйдут туроператоры третьего, четвертого эшелона. Маленькие, нишевые компании, которые захотят уйти с рынка по-тихому. Но трудно и неблагодарно предугадывать. Так что я не могу вам сказать, кто будет следующим…

Беседовала Юлия Амочаева
Видео: Илья Иванов

Новости
26 Мая 2022, 08:15

Госавтоинспекции Татарстана сегодня представят нового руководителя

Им станет Рустем Гарипов.

Новым руководителем Госавтоинспекции Татарстана станет Рустем Гарипов. Сегодня министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин представит его личному составу УГИБДД МВД по РТ. Приказ о назначении подписан.

Рустем Гарипов начинал службу с должности инспектора ДПС в Чистополе. После этого в 2014 году он возглавил отделение ГИБДД в Нурлате, а в 2018 году стал руководителем отделения ГИБДД в Нижнекамске. После этого он возглавил батальон казанского ГИБДД, а затем один из отделов центрального аппарата республиканского управления госавтоинспекции.

Напомним, Ленар Габдурахманов, который ранее возглавлял татарстанское ГИБДД, в начале мая был назначен на должность заместителя главы ГИБДД России.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: