Туристический рынок страны лихорадит. Меньше чем за месяц, в самый разгар сезона, о приостановке деятельности объявили шесть туроператоров. Возбуждено пять уголовных дел. Эксперты уверены, компенсации страховщиков обанкротившихся туроператоров вряд ли устроят обманутых потребителей. Последние пойдут в суд с исками, в том числе, к турагентам.
Редакцию портала TatCenter.ru посетил президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиль Мифтахов и рассказал, почему «чистка» пойдет рынку на пользу, чего стоит опасаться малому бизнесу, а также на что следует обратить внимание потребителю, приобретающему путевку.
Полная видеоверсия интервью с Рамилем Мифтаховым
Паники нет, есть непонимание
— Рамиль Зуфарович, как негативные изменения, происходящие в туриндустрии, отражаются на туристах и бизнесе?
— Все, что сегодня происходит на рынке, отражается на туристическом бизнесе Татарстана, и достаточно серьезно. Прежде всего, на доходах малого и среднего бизнеса. Фактически, из-за общего негатива падает спрос на турпродукты. За счет этого сжимается рынок. Люди перестают верить в уже построенную систему: «агентство — оператор — отдых» и задумываются: ехать в отпуск или подождать. Многие туристы отложили отпуск либо начали заниматься его организацией самостоятельно.
— Можно ли говорить о том, что среди турагентств существует паника?
— Паники нет, есть непонимание, что делать дальше. Компаниям, которые работают в белую — платят налоги, правильно осуществляют проплаты за туры, в данном случае я имею в виду взаимоотношения между юрлицами (агент — оператор, — ред.), бояться нечего. Весь этот негатив 100\% выльется на агентства, работающие вчерную. Таких агентств большинство, и им стоит опасаться того, что происходит на рынке.
— Почему?
— Потому что при подаче претензии, — а так как тур не случился, люди идут в страховую компанию, — большинству таких туристов страховая компания откажет в выплате компенсации. Что им останется делать? Только идти в суд, который встанет на сторону туристов.
— Вы имеете в виду, что обманутые люди пойдут в суд с исками именно на турагентства?
— Безусловно.
Рынок ждет «чистка»
— Как Вы считаете, сколько недобросовестных компаний покинут рынок?
— Если судебные издержки будут в районе 100−300 тысяч рублей, а мы понимаем, что сейчас рынок сжимается, и впереди «низкий сезон» — осенне-зимний сезон трудно прогнозировать, но падение очевидно, — я думаю, все компании, на которые недовольные туристы подадут в суд, будут вынуждены уйти с рынка. Речь идет примерно о 50\% агентств от общего туристического рынка Казани.
— Рынок ждет глобальная «чистка»?
— Да. И это хорошо. Недобросовестные компании «ломают» рынок. Демпингом, некачественным обслуживанием туристов… Все это приводит к негативному отношению к туристическому бизнесу со стороны потребителей.
— Что делать добросовестным агентствам?
— Продолжать работать дальше. Закон полностью на их стороне. Туристам тех компаний, которые работают в белую, страховая компания выплатит компенсации. Трудно говорить о суммах, но выплаты будут. Если же туристы, неудовлетворенные суммой компенсации, пойдут в суд, то этого опасаться не стоит. Есть решение коллегии Верховного суда РФ, где четко сказано, что в подобных спорах между турагентствами и клиентами приоритетным законом является отраслевой. В данном случае, закон о туризме, а не закон о защите прав потребителей. Я бы рекомендовал компаниям, которые работают в белую, вернуть все вознаграждение, которое им заплатил туроператор, клиентам, чтобы хоть как-то компенсировать те расходы, которые они получили.
«Люди будут бояться бронировать туры»
— Как вести себя бизнесу в дальнейшем? Возможно, стоит пересмотреть бизнес-процессы, поменять продуктовую линейку…
— Спрос рождает предложение. Люди будут бояться бронировать туры заранее и будут тянуть с оплатой путевки до последнего. К этому надо быть готовыми. Не могу рекомендовать уйти в какое-то конкретное направление. Нужно успокоиться всем. Принять ситуацию такой, какая она есть. Рынок будет меняться. Уже возбуждены уголовные дела. Время покажет, кто из туроператоров совершал мошеннические действия, а кто просто не смог справиться с ситуацией.
— Могут ли другие туроператоры объявить о приостановке деятельности в ближайшей перспективе?
— На сегодняшний день есть опасения, что с рынка, так сказать, «под шумок» уйдут туроператоры третьего, четвертого эшелона. Маленькие, нишевые компании, которые захотят уйти с рынка по-тихому. Но трудно и неблагодарно предугадывать. Так что я не могу вам сказать, кто будет следующим…
Беседовала Юлия Амочаева
Видео: Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: