Спорный Вопрос: что мешает развитию бизнеса в Татарстане?

Молодым предпринимателям в Татарстане готовы прийти на помощь сразу несколько институтов поддержки — задачи у всех разные, цель одна: за полтора года довести долю МСБ в ВПР РТ до 34%. О прошедшей в Казани Неделе предпринимательства, а также о проблемах стартаперов портал TatCenter.ru беседовал с заместителем председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артуром Николаевым.

Татарстан уделяет серьезное внимание развитию малого и среднего бизнеса, созданию современных производств на своей территории. Отдельная работа проводится с молодыми предпринимателями, у которых проблем, как оказалось, немало — непонимание законодательства, нехватка заемного финансирования, отсутствие доступных арендных площадей…

Редакцию портала TatCenter.ru посетил заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Сергеевич Николаев, который рассказал, с чего молодым бизнесменам лучше начинать свой путь и куда, в случае необходимости, следует обращаться за помощью и поддержкой.

— Артур Сергеевич, буквально недавно в Торгово-промышленной палате Республики Татарстан завершились мероприятия Недели предпринимательства. Поделитесь впечатлениями, как все прошло?

— Неделю предпринимательства мы проводим уже третий год подряд, и каждый раз находим новые «фишки». Стараемся находить новые идеи. В этом году, например, мы разделили рабочий день в рамках Недели на две части. Первая часть была рассчитана на молодых ребят, которые пока еще не имеют своего бизнеса или подумывают о создании бизнеса, но чего-то им не хватает. Не хватает знаний, умений, не хватает команды или идеи, может быть… Они уже почти созрели, надо их немного подтолкнуть…

— По крайней мере, желание имеется…

— Вот это самое главное! Если есть желание. Мы на Неделю предпринимательства никого не тянули, сразу скажу. Мы обзвонили вузы, подключили бизнес-сообщества, организации, и через них информацию доводили об этом мероприятии. Но никого специально не тянули. Задачи массовости не ставили перед собой.

— Хотели собрать целевую аудиторию?

— Да. Работали целенаправленно.

— Подводя итоги Недели предпринимательства, что Вы можете сказать о начинающих предпринимателях Казани? Насколько бизнес им интересен и какие проблемы перед ними стоят прежде всего?

— Торгово-промышленная палата РТ уже очень долгое время занимается молодыми предпринимателями и начинающим бизнесом. В свое время мы работали надо программой молодежного предпринимательства в республике. Она до сих пор действует. Возможно, не совсем в том формате, в котором бы нам хотелось, потому что в ней была заложена определенная идеология, и должна была быть проведена методологическая работа. Это не отдельные кусочки, пазлы — должна была структурно выстроиться определенная система. Но, к сожалению, сейчас мы видим работу в усеченном варианте, кусками. Цельной работы с молодыми предпринимателями нет. Тем не менее, в рамках Недели предпринимательства мы постарались свою часть работы в рамках этой программы сделать интересной для молодых ребят.

— Получилось?

— Я скажу, что у нас больше было посетителей именно в первой половине дня, нежели во второй — когда проходили секции для действующего бизнеса. При этом мы молодым ребятам рассказывали и про создание команды, и про возможности найти финансовые инструменты для будущего бизнеса — приглашали банки, лизинговые компании, МФО — показали все возможности. Плюс мы показали молодым ребятам технопарк «Идея» как результат инфраструктурной поддержки для бизнеса, продемонстрировали им возможности роста — начиная с бизнес-инкубирования и заканчивая периодом, когда предприятие уже становится большим, «штанишки» технопарка «Идея» для него становятся маленькими, как результат путей дальнейшего развития бизнеса.

— Артур Сергеевич, получается, что начинающих предпринимателей волнует недостаточность заемного финансирования — «длинные» кредиты, финансирование стартапов… Может, что-то еще? Налогообложение, законодательство федеральное или, возможно, на уровне нашего региона…

— Самое главное — должна быть идея. Идея чаще всего возникает вокруг хобби. Лучший вариант, когда бизнес развивается на увлеченности. Тогда уже вокруг идеи собирается команда единомышленников. И вот тут возникают следующие вопросы — финансирование и где «приземлиться». Потому что надо понимать, что открыть бизнес, «приземлиться» надо не там, где тебе удобно, а там, где твои покупатели.

— В целом, как Вам кажется, в Татарстане на сегодняшний день складываются благоприятные условия для развития бизнеса?

— Мы очень часто встречаемся с самыми различными делегациями и из соседних
регионов, и из-за рубежа. Я не скажу свое мнение, потому что иногда глаз бывает «замылен». Скажу мнение приезжающих, которые говорят: «У вас, ребята гораздо лучше и интереснее». Они в Татарстан приезжают за опытом. В сравнении с другими регионами, с соседями малый бизнес в Татарстане поддерживается на достойном уровне. Многие уже знают этот бренд — «третья столица» все-таки…

— В Татарстане действует сразу несколько институтов по поддержке предпринимательства — и ТПП РТ, и ЦПП при Минэкономики РТ, и уполномоченный по правам предпринимателей у нас в республике есть, и еще наверняка очень много различных ассоциаций и объединений. Как Вам кажется, не слишком ли много внимания уделяется МСБ, насколько это нужно самому бизнесу и востребовано им? Насколько эта поддержка, в конце концов, эффективна?

— У каждого перечисленного института свои задачи и свои функции. Поэтому, когда мы в ТПП встречаемся с предпринимателями, мы сначала стараемся понять, что именно им нужно. Если нужны государственные деньги — отправляем в Минэкономики РТ и ЦПП, и так далее. Если, например, нужны финансовые инструменты, тоже смотрим вглубь, потому что у каждого банка есть своя специфика. Одни кредитуют сельхозпредприятия, другие — работают со стартапами, например, предлагая продукты для приобретения франшизы уже готового бизнеса… У каждого, повторюсь, своя специфика, свои направления.

— В целом, если молодые предприниматели приходят в ТПП РТ, вы поможете и направите в нужное русло?

— Именно. При этом — принимая во внимание не только, так сказать, визуальный ряд, вывеску, а то, что за этим стоит.

— Артур Сергеевич, в завершение беседы хочу задать Вам простой вопрос и услышать простой ответ — задаю его всем экспертам, кто так или иначе работает с МСБ. К концу 2015 года доля малого бизнеса в ВРП РТ должна составлять 34%. Как Вам кажется, эта цель достижима?

— При определенных условиях, я думаю, да.

— При каких?

— Мы прописали это в «Дорожной карте». Это промплощадки, в первую очередь, и заинтересованность глав районов в развитии малого и среднего бизнеса в Татарстане.

Беседовала Юлия Амочаева

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: