«За руку проведу!» — Радмир Беляев приглашает инвесторов в промышленный Нижнекамск

Нижнекамский район по праву считается одним из ключевых промышленных центров Татарстана. Здесь работают такие гиганты, как «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО», KAMA TYRES и другие. Несмотря на мощную экономику, району не хватает малого и среднего бизнеса. Ниши обсудили глава АИР РТ Талия Минуллина и Радмир Беляев, руководитель исполнительного комитета Нижнекамского района.

Следующая цель — триллион

Для Радмира Беляева это уже третья встреча в АИР РТ, но первая — в статусе руководителя исполнительного комитета Нижнекамского района. Ранее он искал инвесторов для Менделеевского района, а теперь намерен развивать промышленный центр Татарстана.

Цифры Нижнекамского района впечатляют:

Второе место по валовому территориальному продукту (ВТП) в Татарстане после Казани — 464 млрд рублей;

884 млрд рублей — объем отгруженной продукции в 2024 году;

164,4 млрд рублей — инвестиции в основной капитал.

Фото: АИР РТ

Останавливаться на этом район не собирается. Его новая цель — преодолеть триллионный рубеж по объему отгруженной продукции в ближайшие три года. Основу экономики, конечно, составляет нефтехимия.

«Да, это большая цифра. Надо понимать, что Нижнекамск входит в тройку лидеров по объему внебюджетных инвестиций — на них приходится 75−80%», — отметила глава АИР РТ Талия Минуллина.

Средняя заработная плата выросла с 65 тыс. рублей в 2022 году до прогнозных 92 тыс. рублей в 2025-м. На предприятиях нефтехимического комплекса этот показатель традиционно выше среднего по району.

Фото: АИР РТ

«От мала до велика»

На территории района сосредоточены ключевые предприятия нефтехимической отрасли, включая ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО «ТАНЕКО». Последнее в ближайшие пять лет планирует реализовать два масштабных проекта: строительство комплекса глубокой переработки нефти стоимостью 865 млн рублей и создание производства терефталевой кислоты с объемом инвестиций 109,5 млрд рублей.

Промышленный ландшафт района дополняют АО «ТАИФ-НК» — еще один флагман нефтехимии, а также KAMA TYRES, чья продукция занимает 35% отечественного рынка шин и экспортируется в 22 страны мира.

«Нижнекамск, конечно, богат на крупные амбициозные инвестиционные проекты. На ближайшие 10 лет работой будем обеспечены», — заявил Радмир Беляев.

ТОСЭР «Нижнекамск» демонстрирует впечатляющие результаты: привлечено свыше 8 млрд рублей инвестиций, работают 20 резидентов. Кроме того, в составе ОЭЗ «Алабуга» планируется создать новый индустриальный парк площадью 777 га с инвестициями 1,3 трлн рублей и 1,5 тыс. рабочих мест.

Весь инвестиционный портфель района включает 32 проекта на сумму 235 млрд рублей. Среди наиболее значимых — производство климатического оборудования, изделий из пластика, а также строительство логистического хаба на базе речного порта с бюджетом 17 млрд рублей.

Нижнекамск — это не только нефтепереработка. На территории района расположены семь промышленных парков с общим объемом инвестиций около 4 млрд рублей:

«Нижнекамск» — заполнен на 95,5%, готовится третья очередь;

«Пионер» — почти полностью занят, планируется расширение;

«Камские Поляны» — в стадии «перезагрузки»;

«КПД» — частный парк, заполнен на 45%, идет модернизация;

«Индустриальный»;

«Закамье», объем инвестиций — 200 млн рублей;

«Компласт», объем инвестиций — 132 млрд рублей.

«Мы готовы рассматривать инвестпроекты от мала до велика», — подчеркнул Беляев.

«Стоит ли МСП заходить в Нижнекамск или здесь уже все занял „Сибур“?»

Флагман местной экономики — «Нижнекамскнефтехим» (входит в состав ПАО «СИБУР Холдинг») — один из крупнейших в России производителей каучуков и пластиков. Сейчас компания активно расширяется: строится новый этиленовый комплекс (ЭП-600), который к концу года будет давать 25% всего российского этилена. Параллельно запускают производство гексена (28,4 млрд инвестиций) и стирола (18,2 млрд).

Зарплаты здесь выше среднего — 124 тыс. рублей против районных 92 тыс.

«Стоит ли малому и среднему бизнесу заходить в Нижнекамск, или здесь уже все занял „Сибур“ и мест нет?» — риторически вопрошает глава АИР РТ.

Станислав Мартыненко, руководитель службы по связям с государственными органами ПАО «Нижнекамскнефтехим» (ПАО «СИБУР») заявил, что в районе не хватает малого и среднего бизнеса. Хотя здесь много крупных градообразующих предприятий, работники компании жалуются на отсутствие мест для отдыха, поэтому компания активно инвестирует в развитие города. Она делает все, чтобы привлечь новых жителей и удержать текущих. Это важно, потому что горожане — это и есть сотрудники компании.

«8 из 10 школьников уезжают из Нижнекамска», — констатирует Мартыненко.

Чтобы изменить ситуацию, «Сибур» инвестирует в инфраструктуру: реконструирует ледовый дворец, спортивные объекты, образовательные учреждения, занимается благоустройством общественных пространств.

Какие проекты интересны для района?

Для удержания жителей власти делают ставку на развлекательные проекты. Удачным примером стали «Нижнекамские термы» — проект, который местные власти приводят в пример всей республике.

«Нижнекамские термы — хороший проект, который мы сделали в концессии. Очень хороший пример для всей республики передачи объекта имущества, который стоял бесхозный, и мы его пристроили инвесторам. Инвесторы просили зайти в шесть районов, но получилось только в Нижнекамске, потому что Ратмир Ильдарович активно отреагировал, а сейчас этот объект номер один», — отметила Талия Минуллина.

Эффект превзошел ожидания: по словам владельца терм, это самый успешный его проект, по посещаемости обогнавший даже музей Калашникова в Ижевске. Успех породил цепную реакцию: рядом вырос парк аттракционов «Сабантуй», открылся отель «Люксор», разрабатываются планы расширения всего кластера.

Спрос на подобного рода развлечения явно превышает предложение. В местных кафе столики бронируют за неделю — покупательская способность есть, а заведений не хватает. Власти готовы буквально «за руку водить» инвесторов, предлагая готовые помещения и участки.

«Мы видим проекты, вплоть до горнолыжки, почему бы и нет, логистика хорошая, особенно с учетом новой трассы. По теплицам первые попытки были, по выращиванию ягодных культур, экофермы, приглашаем каждого инвестора, но особенно по камполянам, за руку готовы водить», — сказал Радмир Беляев.

Нижнекамск богат не только промышленностью. Город с историей с 1666 года хранит уникальные памятники: от святого ключа до древних храмов. Особую гордость составляют знаменитые «корабельные рощи» — сосновые леса, вдохновлявшие Шишкина. Все это может стать основой для разработки интересных инвестиционных проектов в районе.

«Непросто, наверное, будет привлекать туристов отдыхать в нефтехимических городах. С другой стороны, сейчас развивается промышленный туризм. Это все можно увязать в единую цепочку», — резюмирует Талия Минуллина.

Анастасия Сорокина

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Беляев Радмир Ильдарович

Глава Нижнекамского района РТ, мэр г. Нижнекамска

Новости
18 Декабря 2025, 14:50

В Татарстане закупили более 120 новых автобусов В 2025 году

Они распределились по городам и районам: 80 единиц пополнили парк Челнов, 15 — Нижнекамска, еще 26 были направлены в 42 района республики.

Татарстан продолжает обновление парка общественного транспорта. В текущем году в республике было закуплено более 120 новых автобусов. Как сообщил на встрече с журналистами министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, за последние пять лет было приобретено около 600 машин.

Новые автобусы распределились по городам и районам: 80 единиц пополнили парк Набережных Челнов, 15 — Нижнекамска, еще 26 были направлены в 42 района республики. По словам министра, в настоящее время более 82% всего общественного транспорта Татарстана находится в нормативном состоянии. Это приближает республику к достижению целевого показателя на 2030 год, который составляет 85%. В частности, в регионе сейчас работает 690 автобусов возрастом до пяти лет и 201 автобус старше 10 лет. Для поддержания и обновления парка, по оценке Ханифова, необходимо закупать по 110−111 новых машин ежегодно. При этом пассажиропоток на автомобильном транспорте демонстрирует рост — за год он увеличился на 3,9%. Всего в 2025 году ожидается около 312,3 млн пассажиров. Особое внимание уделяется сельским маршрутам: на их субсидирование в 36 муниципальных образованиях в этом году выделено 290,9 млн рублей.

Читайте также: «Послание Минниханова — 2026: Какие экономические ориентиры заданы для Татарстана?».

Ханифов Фарит Мударисович

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: