Часть № 4. «Бизнес-план и инвестирование проекта»

Как написать бизнес-план, максимально приближенный к реальности

Первое что мы сделали, это разделили планируемые затраты на капитальные со сроком амортизации и на операционные ежемесячные.

Итак, ежемесячные операционные расходы (планируемые):

Статья расхода

Сумма, руб.

Аренда помещения

200 000

ФОТ администраторы (2 чел.), окладная часть

24 000

ФОТ управляющий, окладная часть

15 000

ФОТ директор (Станислав)

6 000

Налоги (по ФОТу)

18 000

Интернет

20 000

Клининговые услуги

10 000

Моб связь

1 000

Канцтовары

1 000

Сайт поддержка

3 000

Реклама

5 000

Коммунальные услуги, э/энергия

30 000

% по кредитам

32 000

Итого:

365 000

Аренду помещения считали, исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).

При написании бизнес-плана не старайтесь прямо с точностью до 1 коп. выяснить все планируемые расходы. Поверьте мне, в реальности в любом случае будут расхождения минимум 15% (из моего опыта). Берите доступные данные из интернета, из своей жизни, из анализа аналогичных проектов, занимайтесь шпионажем, где угодно, НО: быстро и более-менее приближенные и аргументированные. Иначе, написание бизнес-плана превратиться в головную боль и растянется на месяцы.

Например, как мы считали:

  1. Аренду помещения считали исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).
  2. ФОТ администраторов и управляющего, исходя из существующей у нас в «ЭкоСити» системы мотивации. (ее мы разработали по книге Радмило Лукича)
  3. ФоТ директор минимальный, так как Станислав является совладельцем (50%) и заточен под дивиденды
  4. Интернет: изучили сайты провайдеров и взяли данные оттуда по расходам.
  5. Клининговые услуги: аутсорсинг, такие предложения на рынке на наше ТЗ по уборке (из интернета взяли)
  6. Моб связь, канцтовары: мелочи конечно, но на мелочах и происходит неэффективные траты.
  7. Сайт поддержка: аутсорсинг, нашли компанию- это ее предложение под наше ТЗ
  8. Реклама: столько денег мы готовы тратить на этот вид расхода.
  9. Коммуналка, э/энергия: у меня у товарища есть аналогичное помещение, вычислили его траты на 1 кв.м. и применили к нашей площади 500 кв.м.
  10. % по кредитам: подсчитали примерно, исходя из ощущений.

Еще раз повторюсь: у нас нет еще никакого помещения, когда мы писали бизнес-план (площадь, арендная ставка взяты исходя из ТЗ к помещению, все это описано в части № 2)

Далее, капитальные вложения (планируемые):

Статья расхода

Сумма, руб.

Ремонт

1 950 000

Вентиляция, кондиционирование

600 000

Мебель

660 000

Оргтехника

66 000

Освещение

170 000

Дизайн-проект

150 000

Сайт

25 000

Входные группы

100 000

Кухня

35 000

Пожарная безопасность

80 000

Поддержка 3 мес.(ежемесячные операционные расходы*3)

1 095 000

Итого:

4 931 000

А сейчас как мы это подсчитали:

  1. Ремонт: обратились к моему другу Марату, который занимается ремонтом помещений «под ключ», показали аналогичные проекты в Москве (сайт и фото, которые мы сами сделали), на словах объяснили, что у нас там будем и он примерно подсчитал.
  2. Вентиляция, кондиционирование: расчет сделал мой друг Павел (который занимается этим профессионально), исходя из нашего ТЗ: 500 кв.м., и 120 рабочих мест для ковокеров.
  3. Мебель: изучили сайты поставщиков мебели, и сделали подсчет исходя из 120 раб. Мест.
  4. Оргтехника: для администратора: компьютер, МФУ, телефон и прочее. Это подсчитали в течение 3 мин.
  5. Освещение: примерно прикинули, что у нас будет в коворкинге и в интернете нашли поставщиков, подсчитали исходя из 120 раб. Мест
  6. Дизайн-проект: это психологическая планка, сколько мы готовы заплатить за данную работу.
  7. Сайт: нам не нужен «сложный» сайт, скорее, просто сайт-визитка: услуги-цены.
  8. Входные группы: это мы просто предположили, так как помещения еще не было.
  9. Кухня: предложения на рынке.
  10. Пожарная безопасность: эту цифру подсказал Марат, исходя из его опыта.
  11. Поддержка 3 мес.: это самая интересная статья расхода. Это означает, что мы предположили, что у нас 3 мес. не будет ни одного клиента и нам нужно 3 мес. покрывать ежемесячно операционные расходы.

При разработки затратных статей бизнес-плана, не бойтесь ужесточать сами себе условия (думаете, что потратите 100 руб.- пишите в бизнес-плане 120 руб.; думаете, что у Вас сразу же будет куча клиентов- предположите, что первые месяца их вообще не будет).

Второе что мы сделали, это подсчитали доходы (планируемые).

Итак, доходы ежемесячные (планируемые):

Ситуация тут такова, что фактически рынка коворкингов в РТ нет сейчас. Мы и создаем этот рынок, так сказать пионеры в данном направлении. Если честно, это и был основной мотив для создания этого бизнеса — новый вызов, формирование нового рынка.

Поэтому, для подсчета доходной части мы использовали следующее:

  1. В коворкинге 120 раб. мест
  2. Стоимость аренды 1 раб. места — 5000 руб.
  3. Из сети взяли открытые данные по доходам московских коворкингов и разделили эти доходы на 2 (исходя из того, что аналогичные коворкнги в Москве сдают 1 раб. место за 10 000 руб.)
  4. Мы примерно прикинули сколько мы будем ежемесячно продавать доп. услуг: мероприятия, юрид услуги, офисные услуги, кейтеринг, продажа кофе. Прикидывали исходя из того, если бы мы были ковокерами- какими услугами воспользовались, сколько раз и сколько бы за это заплатили. И опросили всех своих друзей молодых предпринимателей или начинающих. Мы за 2 недели изучили нашу ЦА, за это время м выпили кучу чашек кофе с потенциальной ЦА и получили всю информацию для подсчета.

У нас получилось, что в среднем доп. услуг на 1 раб. место в коворкинге будет 3000 руб. в месяц.

  1. Используем критерий заполняемость коворкинга в х%.
  2. Юридическое лицо коворкинг-центра: это ООО «Славный Клуб» с упрощенной системой налогообложения УСН (6% от оборота)

А вот, что получилось на 1 год с момента открытия ковркинг-центра.

Месяца

Заполняемость, %

Доход за минусом налога УСН (6%)

1 мес.

0

0

2 мес.

0

0

3 мес.

0

0

4 мес.

30

270 720

5 мес.

50

451 200

6 мес.

60

541 440

7 мес.

70

631 680

8 мес.

70

631 680

9 мес.

70

631 680

10 мес.

70

631 680

11 мес.

70

631 680

12 мес.

70

631 680

При разработки затратных статей бизнес-плана, обязательно ужесточайте условия по доходной части.

В нашем бизнес-плане видно, как мы ужесточили:

— первые 3 мес. ни одного клиента

— максимальная заполняемость 70%.

Ну и прибыль ежемесячная (планируемая):

Месяца

Доход

Расход

Прибыль

Нарастающая прибыль

1 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях

2 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях

3 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях

4 мес.

270 720

365 000

-94 280

-94 280

5 мес.

451 200

365 000

86 200

-8 080

6 мес.

541 440

365 000

176 440

168 360

7 мес.

631 680

365 000

266 680

435 040

8 мес.

631 680

365 000

266 680

701 720

9 мес.

631 680

365 000

266 680

968 400

10 мес.

631 680

365 000

266 680

123 5080

11 мес.

631 680

365 000

266 680

1 501 760

12 мес.

631 680

365 000

266 680

1 768 440

13 мес.

631 680

365 000

266 680

2 035 120

14 мес.

631 680

365 000

266 680

2 301 800

15 мес.

631 680

365 000

266 680

2 568 480

16 мес.

631 680

365 000

266 680

2 835 160

17 мес.

631 680

365 000

266 680

3 101 840

18 мес.

631 680

365 000

266 680

3 368 520

19 мес.

631 680

365 000

266 680

3 635 200

20 мес.

631 680

365 000

266 680

3 901 880

21 мес.

631 680

365 000

266 680

4 168 560

22 мес.

631 680

365 000

266 680

4 435 240

23 мес.

631 680

365 000

266 680

4 701 920

24 мес.

631 680

365 000

266 680

4 968 600

Из таблицы мы увидели, что через 24 месяца (2 года) проект полностью «отбивает» капитальные вложения.

Срок окупаемости проекта нас устроил и мы приняли твердое решение реализовывать данный проект.

Самое главное, не стоит в этих расчетах «ковыряться» и искать возможные ошибки. Это грубый подсчет бизнес-плана, для принятия решения реализовывать данный проект с значительными допущениями по ужесточению условий.

Для нас, как для бизнесменов, важен был срок окупаемости. Все что больше двух лет для нас неприемлемо.

Иногда у начинающего предпринимателя блестящая на его взгляд идея и проект и он одержим этим. Но у любой идеи должен быть бизнес-план. А совет такой: дабы успокоить себя — не «рисуйте» красивый бизнес-план и изучите Модель Портера.

В ходе расчетов выяснилось, что на инвестирование проекта требуется 4,9 млн руб.

Где брать деньги?

У нас, к сожалению, в Татарстане очень плохо кредитуют проекты, которые открывают новый рынок и начинают его формировать. Наши банки готовы кредитовать ВАМИН, госкорпорации или мега-корпорации.

Весной 2012 года мы искали деньги на свой проект «Палисадник», но в итоге так нам ничего и не дали, есть очень много формальных требований и их не интересует бизнес-план проекта, на который требуются средства.

Поэтому, 4,9 млн руб. мы решили привлечь из следующих источников:

  1. 3,0 млн руб. привлекаем у «ростовщиков» под залог личного имущества (машины, квартиры, земля), тут повышенный %.
  2. 1,0 млн руб. наши собственные средства
  3. 0,9 млн руб. привлекаем у одного хорошего друга под рыночный %

Ищите деньги! Их всегда можно найти! Хорошая идея, сопряженная с бизнес-планом это 80% успеха, а инвестиции- это 20%.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: