Первое что мы сделали, это разделили планируемые затраты на капитальные со сроком амортизации и на операционные ежемесячные.
Итак, ежемесячные операционные расходы (планируемые):
Статья расхода | Сумма, руб. |
Аренда помещения | 200 000 |
ФОТ администраторы (2 чел.), окладная часть | 24 000 |
ФОТ управляющий, окладная часть | 15 000 |
ФОТ директор (Станислав) | 6 000 |
Налоги (по ФОТу) | 18 000 |
Интернет | 20 000 |
Клининговые услуги | 10 000 |
Моб связь | 1 000 |
Канцтовары | 1 000 |
Сайт поддержка | 3 000 |
Реклама | 5 000 |
Коммунальные услуги, э/энергия | 30 000 |
% по кредитам | 32 000 |
Итого: | 365 000 |
Аренду помещения считали, исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).
При написании бизнес-плана не старайтесь прямо с точностью до 1 коп. выяснить все планируемые расходы. Поверьте мне, в реальности в любом случае будут расхождения минимум 15% (из моего опыта). Берите доступные данные из интернета, из своей жизни, из анализа аналогичных проектов, занимайтесь шпионажем, где угодно, НО: быстро и более-менее приближенные и аргументированные. Иначе, написание бизнес-плана превратиться в головную боль и растянется на месяцы.
Например, как мы считали:
- Аренду помещения считали исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).
- ФОТ администраторов и управляющего, исходя из существующей у нас в «ЭкоСити» системы мотивации. (ее мы разработали по книге Радмило Лукича)
- ФоТ директор минимальный, так как Станислав является совладельцем (50%) и заточен под дивиденды
- Интернет: изучили сайты провайдеров и взяли данные оттуда по расходам.
- Клининговые услуги: аутсорсинг, такие предложения на рынке на наше ТЗ по уборке (из интернета взяли)
- Моб связь, канцтовары: мелочи конечно, но на мелочах и происходит неэффективные траты.
- Сайт поддержка: аутсорсинг, нашли компанию- это ее предложение под наше ТЗ
- Реклама: столько денег мы готовы тратить на этот вид расхода.
- Коммуналка, э/энергия: у меня у товарища есть аналогичное помещение, вычислили его траты на 1 кв.м. и применили к нашей площади 500 кв.м.
- % по кредитам: подсчитали примерно, исходя из ощущений.
Еще раз повторюсь: у нас нет еще никакого помещения, когда мы писали бизнес-план (площадь, арендная ставка взяты исходя из ТЗ к помещению, все это описано в части № 2)
Далее, капитальные вложения (планируемые):
Статья расхода | Сумма, руб. |
Ремонт | 1 950 000 |
Вентиляция, кондиционирование | 600 000 |
Мебель | 660 000 |
Оргтехника | 66 000 |
Освещение | 170 000 |
Дизайн-проект | 150 000 |
Сайт | 25 000 |
Входные группы | 100 000 |
Кухня | 35 000 |
Пожарная безопасность | 80 000 |
Поддержка 3 мес.(ежемесячные операционные расходы*3) | 1 095 000 |
Итого: | 4 931 000 |
А сейчас как мы это подсчитали:
- Ремонт: обратились к моему другу Марату, который занимается ремонтом помещений «под ключ», показали аналогичные проекты в Москве (сайт и фото, которые мы сами сделали), на словах объяснили, что у нас там будем и он примерно подсчитал.
- Вентиляция, кондиционирование: расчет сделал мой друг Павел (который занимается этим профессионально), исходя из нашего ТЗ: 500 кв.м., и 120 рабочих мест для ковокеров.
- Мебель: изучили сайты поставщиков мебели, и сделали подсчет исходя из 120 раб. Мест.
- Оргтехника: для администратора: компьютер, МФУ, телефон и прочее. Это подсчитали в течение 3 мин.
- Освещение: примерно прикинули, что у нас будет в коворкинге и в интернете нашли поставщиков, подсчитали исходя из 120 раб. Мест
- Дизайн-проект: это психологическая планка, сколько мы готовы заплатить за данную работу.
- Сайт: нам не нужен «сложный» сайт, скорее, просто сайт-визитка: услуги-цены.
- Входные группы: это мы просто предположили, так как помещения еще не было.
- Кухня: предложения на рынке.
- Пожарная безопасность: эту цифру подсказал Марат, исходя из его опыта.
- Поддержка 3 мес.: это самая интересная статья расхода. Это означает, что мы предположили, что у нас 3 мес. не будет ни одного клиента и нам нужно 3 мес. покрывать ежемесячно операционные расходы.
При разработки затратных статей бизнес-плана, не бойтесь ужесточать сами себе условия (думаете, что потратите 100 руб.- пишите в бизнес-плане 120 руб.; думаете, что у Вас сразу же будет куча клиентов- предположите, что первые месяца их вообще не будет).
Второе что мы сделали, это подсчитали доходы (планируемые).
Итак, доходы ежемесячные (планируемые):
Ситуация тут такова, что фактически рынка коворкингов в РТ нет сейчас. Мы и создаем этот рынок, так сказать пионеры в данном направлении. Если честно, это и был основной мотив для создания этого бизнеса — новый вызов, формирование нового рынка.
Поэтому, для подсчета доходной части мы использовали следующее:
- В коворкинге 120 раб. мест
- Стоимость аренды 1 раб. места — 5000 руб.
- Из сети взяли открытые данные по доходам московских коворкингов и разделили эти доходы на 2 (исходя из того, что аналогичные коворкнги в Москве сдают 1 раб. место за 10 000 руб.)
- Мы примерно прикинули сколько мы будем ежемесячно продавать доп. услуг: мероприятия, юрид услуги, офисные услуги, кейтеринг, продажа кофе. Прикидывали исходя из того, если бы мы были ковокерами- какими услугами воспользовались, сколько раз и сколько бы за это заплатили. И опросили всех своих друзей молодых предпринимателей или начинающих. Мы за 2 недели изучили нашу ЦА, за это время м выпили кучу чашек кофе с потенциальной ЦА и получили всю информацию для подсчета.
У нас получилось, что в среднем доп. услуг на 1 раб. место в коворкинге будет 3000 руб. в месяц.
- Используем критерий заполняемость коворкинга в х%.
- Юридическое лицо коворкинг-центра: это ООО «Славный Клуб» с упрощенной системой налогообложения УСН (6% от оборота)
А вот, что получилось на 1 год с момента открытия ковркинг-центра.
Месяца | Заполняемость, % | Доход за минусом налога УСН (6%) |
1 мес. | 0 | 0 |
2 мес. | 0 | 0 |
3 мес. | 0 | 0 |
4 мес. | 30 | 270 720 |
5 мес. | 50 | 451 200 |
6 мес. | 60 | 541 440 |
7 мес. | 70 | 631 680 |
8 мес. | 70 | 631 680 |
9 мес. | 70 | 631 680 |
10 мес. | 70 | 631 680 |
11 мес. | 70 | 631 680 |
12 мес. | 70 | 631 680 |
При разработки затратных статей бизнес-плана, обязательно ужесточайте условия по доходной части.
В нашем бизнес-плане видно, как мы ужесточили:
— первые 3 мес. ни одного клиента
— максимальная заполняемость 70%.
Ну и прибыль ежемесячная (планируемая):
Месяца | Доход | Расход | Прибыль | Нарастающая прибыль |
1 мес. | 0 | 365 000 | -365 000 | Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях |
2 мес. | 0 | 365 000 | -365 000 | Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях |
3 мес. | 0 | 365 000 | -365 000 | Не учитываем, этот расход учтен в кап. вложениях |
4 мес. | 270 720 | 365 000 | -94 280 | -94 280 |
5 мес. | 451 200 | 365 000 | 86 200 | -8 080 |
6 мес. | 541 440 | 365 000 | 176 440 | 168 360 |
7 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 435 040 |
8 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 701 720 |
9 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 968 400 |
10 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 123 5080 |
11 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 1 501 760 |
12 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 1 768 440 |
13 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 2 035 120 |
14 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 2 301 800 |
15 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 2 568 480 |
16 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 2 835 160 |
17 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 3 101 840 |
18 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 3 368 520 |
19 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 3 635 200 |
20 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 3 901 880 |
21 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 4 168 560 |
22 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 4 435 240 |
23 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 4 701 920 |
24 мес. | 631 680 | 365 000 | 266 680 | 4 968 600 |
Из таблицы мы увидели, что через 24 месяца (2 года) проект полностью «отбивает» капитальные вложения.
Срок окупаемости проекта нас устроил и мы приняли твердое решение реализовывать данный проект.
Самое главное, не стоит в этих расчетах «ковыряться» и искать возможные ошибки. Это грубый подсчет бизнес-плана, для принятия решения реализовывать данный проект с значительными допущениями по ужесточению условий.
Для нас, как для бизнесменов, важен был срок окупаемости. Все что больше двух лет для нас неприемлемо.
Иногда у начинающего предпринимателя блестящая на его взгляд идея и проект и он одержим этим. Но у любой идеи должен быть бизнес-план. А совет такой: дабы успокоить себя — не «рисуйте» красивый бизнес-план и изучите Модель Портера.
В ходе расчетов выяснилось, что на инвестирование проекта требуется 4,9 млн руб.
Где брать деньги?
У нас, к сожалению, в Татарстане очень плохо кредитуют проекты, которые открывают новый рынок и начинают его формировать. Наши банки готовы кредитовать ВАМИН, госкорпорации или мега-корпорации.
Весной 2012 года мы искали деньги на свой проект «Палисадник», но в итоге так нам ничего и не дали, есть очень много формальных требований и их не интересует бизнес-план проекта, на который требуются средства.
Поэтому, 4,9 млн руб. мы решили привлечь из следующих источников:
- 3,0 млн руб. привлекаем у «ростовщиков» под залог личного имущества (машины, квартиры, земля), тут повышенный %.
- 1,0 млн руб. наши собственные средства
- 0,9 млн руб. привлекаем у одного хорошего друга под рыночный %
Ищите деньги! Их всегда можно найти! Хорошая идея, сопряженная с бизнес-планом это 80% успеха, а инвестиции- это 20%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: