В чем суть?
Проект «Не стой на месте!» — серия аудио-интервью с деловыми и общественными лидерами Татарстана, созданная предпринимателем Айратом Сунгатуллиным. Цель проекта — развитие и популяризация предпринимательства не только в Республике Татарстан, но в целом в России.
Другие выпуски передачи:
Рустем Сибгатуллин, первый замминистра экономики Татарстана
Ефим Климов, резидент Иннополиса, гендиректор компании «Эттон»
Наталия Фишман, помощник президента РТ
Кто в гостях?
Сегодня гостем проекта стал основатель кондитерской фабрики «Акульчев» Сергей Акульчев.
Цитаты выпуска:
«В бизнес я пришел, потому что мне необходимы были деньги и я понимал, что только работа на себя принесет мне необходимое количество средств».
«Я рекомендую не строить стены, а брать (помещения) в аренду. Предприниматель зарабатывает не с того, что имеет стены, а с того, что производит продукт. Все свободные средства рекомендую направить на комплектование команды продаж, на маркетинговое изучение рынка, на приобретение оборудования. Если это оборудование уникальное, надо брать его в лизинг. Если оно не уникальное — искать в аренду».
«Практически каждая производственная компания делится на два больших достаточно самостоятельных блока: производство и продажи. Продажи с маркетингом должны работать рука об руку. Продажи с производством могут быть дистанцированы. Современные средства связи это позволяют».
«Деньги на бизнес я взял у родителей, но не рекомендую повторять мой ход. Я уговорил родителей дать свою квартиру в залог «ребяткам», мы получили деньги, и у меня была крайне высокая мотивация, чтобы эти деньги как можно быстрее отработать. Деньги брали под 20% в месяц. Сложные были времена, надо было очень много работать. Сегодня, это как взять деньги в МФО. Не самая лучшая история. Я не рекомендую.
«В бизнесе, в частности в привлечении финансирования, фамилия Акульчев не помогает, помогает хорошая финансовая отчетность. Банки сегодня берут только документы. Все официально. Знаем мы только пяток фамилий, которые помогают в получении кредита. Фамилия Акульчев туда не входит».
Самое главное качество человека в команде — надежность. Я ему должен верить. Второе — энергия. Третье — человек должен быть обучаемым. Если эти качества есть — это мой человек. Своих людей надо постоянно искать.
В бизнесе ошибаться, искать, открывать новые виды бизнеса можно всю жизнь. Это нормально.
Розничные сети производителю не враги. Они очень умные, грамотные, они умеют правильно зарабатывать деньги. Сегодня в России — день продавца. Сети выбирают то, что лучше всего продается. Точка. Если вам сеть сказала «нет», задумайтесь, почему это произошло.
Профукать на маркетинге можно большие деньги и ничего не получить. Это наука. На данном этапе я верю в PR, интернет-продвижение. Если это сельское население или малоактивное, то для продвижения — телек, ящик там рулит. С блогерами пока не взаимодействую, но планы есть.
Ценю, когда человек, обладающий властью, может этой властью добровольно делиться и отдавать ее.
Мой девиз — всегда идти вперед. Оказавшись перед богом, скажу ему: «Прости».
Текстовая версия:
— Сергей, почему именно бизнес, а не работа «на дядю»? Почему вы выбрали предпринимательский путь?
— Наверное, потому, что в свое время мне нужны были деньги и я понимал, что только работа на себя принесет мне быстро и много необходимых средств.
— Чтобы гости понимали формат вашего бизнеса: сколько сотрудников у вас сейчас работает, каковы масштабы?
— 400 человек, оборот — полтора миллиарда.
— Как вы считаете, бизнес — это призвание или это миф?
— Бизнес — это стиль жизни.
— Сегодня обычному человеку возможно построить завод?
— Среднестатистическому человеку вообще завод не н ужен. Если мы говорим про завод как стены, то я советую не строить стены, а брать в аренду, потому что мы все-таки зарабатываем не с того, что у нас есть стены, а с того, что мы производим продукт. А все средства направить на комплектование команды продаж, на маркетинг, на изучение рынка, на приобретение того же оборудования. Если оно уникальное — то приобретать его в лизинг, если не уникальное — брать в аренду.
— Ваша модель — завод находится в Набережных Челнах, команда продаж в Москве. Этот мост насколько эффективен? Насколько удобно дистанционно управлять бизнесом?
— В принципе, современные средства связи позволяют неплохо общаться. Любая компания, наверное, делится на два больших блока: блок производства и блок продаж. Продажи с маркетингом должны работать рука об руку, а продажи с производством могут располагаться дистанционно. На данном этапе никаких проблем нет, ребята общаются в недельном режиме, выходят в скайп, обсуждают планы на неделю. Оперативные заявки на производство поступают в процессе, все сделано электронно, участие живого человека не требуется.
— Используете ли вы современные модели с точки зрения управления, CRM-программы? Хочется услышать механику управления бизнесом.
— Есть программы документооборота, они обязательно нужны в современном офисе. Электронная почта, скайп, сейчас будем устанавливать программу, которая будет отслеживать продажи через дистрибьюторов. Я возлагаю на нее большие надежды. Такой стандартный набор на сегодняшний день.
— Есть какие-то конкретные названия программ?
— Это будет рекламой. Кому это интересно, пусть выйдут на меня через фейсбук, я обязательно отвечу.
— Бизнес в 90-х и бизнес сейчас — это разные модели? Сложно было делать бизнес в 90-е, особенно в Челнах?
— Различаются даже модели государства. Поменялись головы у всего населения. Если взять 90-е: как обычно люди отдыхали — пили водку и пиво. Сейчас все проводят время в парках, с семьями. Поменялось населения, поменялось государственное управление. В 90-х был полный хаос, бандитизм, разбой, отсутствие значимой власти. Сегодня власть, если брать Татарстан — то это очень серьезно, она обладает 100-процентным значением. Если брать банковскую структуру, тогда она только становилась, 1995-й год — это «МММ» в разгаре, бардак страшный. Сегодня с кредитами тоже туговато, но кредитная система существует, она строго регламентирована. Это два разных государства, два разных стиля управления, два разных стиля управления бизнесом.
— Где вы нашли деньги на бизнес в 95-м году?
— Я не рекомендую слушателям повторять мой ход. Я пошел к родителям, два месяца их уговаривал дать свою квартиру в залог «ребяткам». Уговорил. Мы дали расписку, получили деньги. У меня была крайне высокая мотивация, чтобы как можно быстрее эти деньги отработать. Деньги брали под 20% в месяц, отдавать надо было ежемесячно, день в день. Это были сложные времена, надо было очень много работать. Способ получения денег на тот момент был не самый лучший. Сегодня это то же самое, что пойти, условно, в «деньги мигом»: взять под такой процент и попытаться их отработать. У нас тогда получилось, не знаю, получится ли у кого-то сегодня. Я не рекомендую.
— Показывая свой опыт и фамилию, банки как-то снижают проценты, относятся лояльнее?
— Фамилия не помогает, помогает хорошая финансовая отчетность. Банки сейчас берут только документы, внимательно их изучают, пробивают через службы безопасности, по официальным каналам, смотрят картотеки. Есть только пяток фамилий, которые точно помогут в получении кредита. Фамилия «Акульчев» в этот список не входит.
— Поговорим все же про фамилию. Когда Вы принимали решение использовать фамилию как марку, осознанно шли на этот шаг? Сейчас можете сказать, правильный ли это был выбор?
— Получилось так. Когда я открывал пекарню, я был просто «ИП Акульчев», так и продавал изделия. Потом в какой-то момент я решил открыть ООО, назвал его «А1», но все равно на рынке о нас знали как «Акульчев». Мы поняли, что нет смысла заниматься этой профанацией и решили создавать бренд «Акульчев».
— А вы с такими крупными бизнесменами, как Довгань, Тиньков, знакомы?
— У меня были разов
ые встречи. Иногда я это практикую, чтобы познакомиться, вопросы задать, своими мыслями поделиться.
— Каких вы людей предпочитаете брать в команду?
— Самое главное качество — надежность, ты должен верить в человека. Второе качество — в человеке должно быть очень много энергии. Третье — он должен был обучаемым. Если эти три качества есть — это мой человек.
— Как найти таких людей?
— Искать и находить, общаться.
— Может, есть какие-то механизмы?
— В этом вопросе как раз фамилия уже помогает. Часть людей сами меня находят, пишут в фейсбуке, либо приходят через hh.
— Сколько раз может ошибаться предприниматель?
— Я сейчас скажу правильные вещи, но не могу сказать, что сам их исполняю. По идее, человек имеет право ошибиться дважды в какой-то деятельности, в каком-то решении. Первый раз — это опыт, второй раз — уже не очень хорошо. Но это максимум, который можно себе позволить. Если говорить про бизнес — количество не ограничено. В бизнесе ошибаться, искать, открывать новые виды бизнеса можно всю жизнь. Это нормально.
— В жизни предпринимателя бывают переломные моменты. Были у вас такие?
— Я думаю, такие моменты бывают у всех, причем бывают они после положительных жизненных этапов. У меня они тоже были, но не очень хорошо их помню.
— Давайте немного поговорим про маркетинг. Как вы выстраиваете работу с торговыми сетями?
— Я расскажу про наше мироощущение. Во-первых, сети — это не враги. Они очень умные, грамотные, умеют правильно зарабатывать деньги. Они встали в определенную нишу. Сегодня — «день продавца», не производителя точно. К ним поступает огромное количество товаров и они имеют право выбора. Они выбирают то, что лучше всего продается. Все, точка.
Если ты приносишь качественные, уникальные, хорошие товары по правильной цене с поддержкой маркетинга, ты им нужен. Если ты этого не приносишь, они начинают тебя потихонечку выдавливать, либо просто жестко говорят «нет, не приходи».
Если сеть сказала вам «нет», задумайтесь над тем, что она сказала. Проанализируйте полку, проанализируйте ценообразование, реально посмотрите качество. Если вы не соответствуете, не конкурентоспособны, примите меры.
— Были ли успешные рекламные кейсы?
— К сожалению, по рекламе хороших кейсов нет, чтобы они были яркие, «Махеев» может дать информации больше.
— Как найти баланс между рекламными кампаниями, маркетинговыми вложениями и продажами?
— Нет прямой зависимости — чем больше вложил, тем больше отдача. Профукать на маркетинге можно любые деньги и ничего не получить. Это некая наука, часто связанная с предвидением и искусством. До конца ее никто не прочитал, никто не может заранее сказать, что событие принесет «вау-эффект». Бывают фонтанчики за три копейки, которые взрывают рынок. Бывают обратные ситуации: глобальные корпорации вваливают миллиарды, а на выходе получается пшик. У меня нет гарантированной формулы, для того, чтобы что-то сделать. На данном этапе я верю в пиар, в интернет-продвижение, в активную часть население. Если ваш покупатели — сельское население, то, конечно, это телевизор, «ящик» там рулит.
— А вы работаете с блогерами?
— Пока не взаимодействуем, планы есть.
— Сейчас — вопросы по Марселю Прусту. Отвечать нужно быстро и коротко. Качество, которое вы больше всего цените в мужчине?
— Мужественность.
— Качество, которое вы больше всего цените в женщине?
— Верность.
— Что вы больше всего цените в ваших друзьях?
— Надежность.
— Что является вашим недостатком?
— Агрессивность.
— Какое ваше любимое занятие?
— Не скажу.
— Какова ваша мечта?
— Мир во всем мире.
— Каким вы хотели бы быть?
— Таким, какой есть.
— В какой стране вам хотелось бы жить?
— США.
— Ваш любимый цвет?
— Красный.
— Ваш любимый цветок?
— Пусть будет роза.
— Ваши любимые писатели?
— Не вспомню.
— Ваши любимые поэты?
— Не знаю таких вообще, но пусть будет Пушкин.
— Ваши любимые художники?
— Художников знаю, Репин.
— Что вы больше всего ненавидите?
— Предательство.
— Реформа, которую вы цените особо высоко?
— Когда человек, обладающий властью, может этой властью добровольно делиться и отдавать её.
— Ваше состояние духа на данный момент?
— Бодрое.
— Ваш девиз?
— Всегда вперед.
— Оказавшись перед богом, что вы ему скажите?
— Прости.
Беседовал Айрат Сунгатуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: