Новости
07 Апреля 2017, 16:30

Зло и добро системы «Платон»

«Платон» в преддверии роста тарифов вновь стал предметом дискуссий. На фоне масштабных протестов дальнобойщиков государство упорно пытается доказать перевозчикам плюсы системы и заявляет о намерении ее развивать. Ложку дегтя добавили законодатели — в Татарстане предложили выйти на федеральный уровень с инициативой отмены «Платона». TatCenter.ru публикует позиции сторон конфликта.

«Платон»: спорный и «протестный»

В Татарстане предложили отменить систему взимания платы с большегрузов «Платон» — соответствующий проект федерального закона 7 апреля внес депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.

«Результатом введения системы „Платон“, как декларировалось, станет увеличение сбора средств, направляемых на улучшение состояния дорог. Однако первые итоги работы системы позволяют усомниться в достижении этой цели при наличии отрицательных последствий для транспортной отрасли и экономики РФ», — заявил TatCenter.ru Артем Прокофьев.

Система взимания платы за проезд большегрузов массой свыше 12 тонн по федеральным трассам начала работать в России в ноябре 2015 года. Оператором без конкурса стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы».

По концессионному соглашению базовый размер платы концедента составляет 10,61 млрд рублей (без учета НДС) в год. Индексируемая часть базового размера платы концедента составляет 46%. Индексация осуществляется в соответствии с фактическим изменением инфляции. Выпадающие доходы дорожных фондов субъектов РФ в связи принятием льгот на уплату транспортного налога пользователями системы «Платон» оцениваются в 8,7 млрд рублей в год. При этом за один год работы система перечислила в федеральный дорожный фонд всего лишь 16,7 млрд рублей, что меньше, чем сумма платы концедента — 10,61 млрд рублей и объема выпадающих доходов дорожных фондов субъектов РФ — 8,7 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту закона.

«Предприниматели, работающие в сфере грузовых автоперевозок — как ИП с одним собственным грузовиком, так и владельцы парка с наемными водителями, считают, что данная статья затрат является критичной для прибыльности их бизнеса. Как результат происходит рост стоимости транспортных услуг, что сказывается на росте цен почти на все группы товаров», — констатирует Прокофьев, добавляя, что система — спорная и периодически вызывает протестные акции дальнобойщиков по всей стране.

С 15 апреля тариф в системе «Платон» повысится до 1,91 руб./км. Он будет проиндексирован на 25%. Для сравнения страховые пенсии в этом году были проиндексированы чуть более, чем на 5%, а маткапитал и вовсе не индексировался. Постановление по изменению тарифов «Платона» в конце марта подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Новость дальнобойщики восприняли однозначно — встали и заблокировали дороги по всей стране.

Под Казанью масштабные протестные акции прошли на трассе М7. Позже они обернулись протоколами для члена координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрея Лукина (сайт «Idel.Реалии» писал, что Пестречинский райсуд РТ оштрафовал Лукина на 10 тыс. рублей) и перевозчика Владислава Абрамова («Коммерсант» рассказывал, что на Абрамова был составлен протокол за организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления).

Однако в апреле перевозчики снова вышли на акцию протеста, уже согласованную. На ней Абрамов доступным языком объяснил то, что в пояснительной записке к проекту закона Прокофьев прописал «языком для чиновников».

«16,6 млрд рублей было собрано системой «Платон», из них «хозяева «Платона»» 10,6 млрд рублей «забрали себе», — цитирует «Ъ» перевозчика.

Продолжающиеся массовые протесты демонстрируют необходимость отмены системы, считает коммунист Прокофьев. Он говорит, что дороги — «кровеносная система экономики», и государство должно содействовать удешевлению перевозок, обеспечивать беспрепятственное движение товаров, а не наоборот.

«Существование „Платона“ тяжелым бременем ложится на транспортную отрасль России и создает препоны для нормального развития экономики», — заключает депутат Госсовета РТ.

Фото: kprf.ru

«Платон»: для дорог и легальных перевозчиков" — удовлетворение Росавтодора и единороссов

На фоне протестных акций в конце марта собственное сообщение распространил Росавтодор. Точка зрения ведомства — противоположная той, что придерживаются Прокофьев и протестующие дальнобойщики.

Росавтодор представляет систему с положительной стороны — за счет налоговых вычетов, которые получили зарегистрированные в системе грузоперевозчики Татарстана. Их объем за прошлый год составил 390 млн рублей. В ведомстве заявили, что фактически «перевозчики были освобождены от уплаты транспортного налога», конечно, если сумма перечисленных ими сборов в дорожный фонд страны за проезд по федеральным трассам превысила или была равна сумме налога.

Исключительно положительно систему оценивают и единороссы — депутаты Госдумы РФ от Татарстана (обе цитаты по Татар-информ).

«Я полностью поддерживаю внедрение этой системы и принципы, заложенные в ней. Как сказал Дмитрий Анатольевич, необходимо довести ее до ума и отладить все организационные и правовые механизмы и обеспечить правильное правоприменение. С этим согласны и сами дальнобойщики, поскольку это поможет упорядочить их работу», — так считает депутат Ирек Зиннуров.

А депутат Альфия Когогина и вовсе «испытывает чувство удовлетворения» от того, что «удалось выступить эффективным посредником между представителями транспортной отрасли регионов и властью, донести их боль до руководства фракции, а фракция, в свою очередь, смогла убедить премьер-министра в важности и необходимости принятия этих решений» (имеется в виду уровень индексации тарифов с апреля 2017 года, ред.).

«Платон» и дороги

После года работы системы «Платон» в России в ней зарегистрировано более 800 тыс. машин. Сборы в дорожный фонд страны от системы, по данным Росавтодора, превысили 22 млрд рублей.

«Все эти средства направлены на ремонт самых проблемных дорог и аварийных мостов. Система работает в интересах всех законопослушных предпринимателей, так как конкуренция на рынке грузоперевозок приобретает цивилизованный характер», — считает глава ведомства Роман Старовойт.

В 2016 году на собранные «Платоном» средства, по официальным данным, отремонтировано более 1 тыс. проблемных дорог в 40 городах. В 19 регионах начался ремонт и строительство 30 особо значимых мостов. Уже удалось завершить возведение Затонского моста через р. Белая в Уфе. Отремонтированы мост через р. Алей в Алтайском крае и два моста в Карачаево-Черкесии.

В этом году стартовал проект «Безопасные и качественные дороги», деньги на реализацию которого поступят в том числе из сборов в системе. Татарстан на финансирование дорожной деятельности в рамках этого проекта получит из госбюджета 1,8 млрд рублей. Всего распределены межбюджетные трансферты в объёме 30 млрд рублей, предоставляемые в 2017 году из федерального бюджета 34 субъектам РФ.

Будущее «Платона»: запрет или ГЛОНАСС с ТКО?

Намерения властей «Платон» развивать делают предложение Прокофьева «Платон» отменить маловероятным.

К примеру, в марте стало известно, что минтранс обсуждает объединение «Платона» и навигационной системы ГЛОНАСС. «Должен быть выработан оптимальный технический, финансовый вариант. Как идея обсуждается «, — сказал глава ведомства Максим Соколов. ГЛОНАСС, напомним, является спутниковой системой навигации, предназначенной для информирования пользователей наземного, морского, воздушного и космического транспорта.

А 7 апреля в Казани с рабочим визитом находится вице-премьер РФ Александр Хлопонин. Ему уже презентовали комплексную систему контроля за перемещением твердых коммунальных отходов (ТКО) с автоматическим контролем веса с использованием «Платона».

Презентацию, к слову, провел в том числе гендиректор «РТ-Инвест Транспортные системы» Андрей Шипелов. По его словам, около 12 тыс. грузовиков, зарегистрированных в «Платоне», заняты вывозом ТКО и уже оборудованы системами навигационного контроля.

Если системы объединить, власти смогут контролировать пе ремещение ТКО на полигоны, что исключит возможность вывоза и складирования отходов на нелегальных свалках.

Юлия Амочаева

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: