Именно тогда он дал согласие, чтобы казанский балетный форум носил его имя, и строил планы — хотел вернуться в наш город через несколько месяцев, чтобы в качестве хореографа поставить этот балет Людвига Минкуса.
Он успел поставить «Баядерку» в Париже, в Гранд-опера, но не успел в Казани. Парижская премьера состоялась 6 октября 1992 года, Рудольф уже не мог от слабости стоять на сцене, и его вынесли, сидящего в кресле. Тогда же ему вручили Орден почетного легиона…
Вообще, можно сказать, что с этим шедевром Минкуса в полном варианте Запад познакомил именно Нуриев, с присущим ему блеском исполнявший партию Солора. На Западе было принято, что «Баядерка» шла в двух актах, история заканчивалась гибелью Никии, сложный «акт теней», который был под силу лишь представителям русской балетной школы, там никогда не ставили. Начав выступать с Марго Фонтейн, Нуриев поставил для нее спектакль в полном объеме, включив и «акт теней», который уже немолодая балерина осилила.
Фестивальная «Баядерка» оставила двоякое впечатление. В партии Никии публика увидела солистку Большого театра, пожалуй, самую титулованную после Нины Ананиашвили, любимицу Юрия Григоровича Надежду Грачеву. Техника Грачевой — на грани фантастики, что особенно проявилось в третьем акте. Актерские способности балерины между тем оставляют желать лучшего.
Музыка, написанная Минкусом к этому балету, очень теплая, лирическая, временами, что особенно заметно во втором акте в знаменитом танце Никии с букетом, мелодия имеет почти что романсовую основу. Здесь без переживаний, без накала чувств не обойтись. Трагическая сцена во втором акте, когда героиня мечется от безнадежности к надежде, прошла ровно и гладко, но не потрясла публику эмоционально.
Надежда Грачева работала в одиночку, по сути, не общаясь с партнерами. Техническая сторона партии тщательно отработана, каждое движение выверено, но все очень сухо, без эмоций. Верно говорят балетные критики, что для Григоровича, в спектаклях которого чаще всего и участвует Грачева, техническая сторона важнее эмоциональной.
В этом смысле партнер Надежды Грачевой по спектаклю Андрей Уваров из Большого, выступивший в партии Солора, смотрелся более выигрышно — он любил, страдал, чувствовал раскаяние. У этого артиста мощный прыжок и уверенные вращения.
Фестивальная «Баядерка» не обошлась без приключений — во втором акте во время вариаций Солора и Гамзатти упала часть декорации, увлекая за собой артиста из кордебалета. Слава Богу, кордебалет не растерялся, и спектакль не прерывался ни на одну минуту.
«Баядерка» стала финальным аккордом на фестивале 2008 года. Сегодня и 24 мая два гала-концерта под названием «Нуриев навсегда», но это уже другой жанр.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: