Успешность оценивалась по двум критериям: прибыль на акционерный капитал (или рентабельность капитала) и совокупный доход акционеров. В фирмах, в которых женщины занимали высокие руководящие посты, эти показатели были на 35% выше по сравнению с теми компаниями, где высшее начальство было представлено только мужчинами. По мнению экспертов, это не говорит о том, что кадровая политика должна теперь выстраиваться исключительно по половому признаку. Однако сегодня, в условиях жесткой конкуренции, компании готовы идти практически на любые шаги для упрочения своих позиций на рынке, поэтому подобные исследования очень полезны. Они дают возможность взглянуть на проблему эффективной организации бизнеса с совершенно новой точки зрения.
Специалисты Catalyst проанализировали кадровый состав первых ста компаний из списка «Fortune — 500» (ежегодный рейтинг самых успешных компаний, публикуемый популярным американским бизнес-журналом Fortune) и пришли к выводу, что все они имеют по крайней мере одного директора-женщину. В компаниях, вошедших в список, членами советов директоров в 2003 году были 779 женщин (13,6% процентов от общего количества директоров). При этом специалисты отмечают положительную тенденцию. За последние два года число женщин, входящих в состав советов директоров ведущих компаний, выросло почти на 1,5%. Эксперты Catalyst отметили также успешность женщин, принадлежащих к этническим меньшинствам (этот аспект в рамках политкорректности всегда рассматривается в любых исследованиях, проводимых в США). Так, число этих женщин в составе советов директоров к 2003 году выросло до 3%. Однако, по мнению президента Catalyst Илен Ланг, даже эти 13,6% — недостаточный результат. «Эта цифра все же невелика и не отражает реального влияния женщин на бизнес и их вклада в экономику США», — сказала г-жа Ланг в одном из своих интервью.
«Мне кажется, что результаты этого исследования не удивительны и вполне логичны. Это во многом объясняется врожденными, природными качествами женщины, — говорит заместитель генерального директора УК „НИКойл“ Наталья Плугарь. — Женщина не склонна к быстрым и необдуманным решениям, поскольку ее главной ценностью является сохранение накопленного, сохранение семьи, домашнего очага, и в этом смысле компания для нее — это такой же домашний очаг. Женщины менее склонны к риску, чем мужчины, они более основательно и детально подходят к выполнению своих задач. В этом смысле очень эффективным будет разделение ролей в бизнесе. Там, где нужны риск, быстрота, продвижение чего-то нового — там лучше всего справятся мужчины. А если есть время для принятия решения, тогда более эффективно будет работать именно женщина, поскольку она уделяет гораздо больше внимания деталям». С этим мнением согласна и другая собеседница. «Женщина, действительно, зачастую принимает более верные стратегические решения и помогает ей в этом природная интуиция и хорошее понимание психологии сотрудников, — полагает главный редактор журнала „Финансовый директор“ Татьяна Ищенко, — Преимущество женщины в том, что она понимает, из каких деталей состоит процесс, она работает более тщательно и ей есть дело до мелочей. Однако я бы не стала рассматривать профессиональные качества именно с точки зрения половой принадлежности. В любом случае определяющую роль всегда должны играть знания, опыт и профессионализм».
В России в силу сложившихся еще за годы СССР стереотипов или же по причине наличия большого количества других, более насущных проблем вопросу успешности женщин в бизнесе уделяли довольно мало внимания. Однако уже сегодня предпринимаются первые шаги в этом направлении. О своих планах провести аналогичное исследование сообщили в российской Ассоциации независимых директоров (АНД). Сейчас проект находится на стадии разработки, но результаты планируется получить уже этим летом, после чего они будут официально обнародованы на международной конференции АНД осенью 2004 года. «Мы давно занимаемся внедрением различных передовых методик в деятельность совета директоров прежде всего для того, чтобы сделать его работу наиболее эффективной. С этой точки зрения вопрос гендерной диверсификации представляется нам очень интересным, — говорит руководитель исследовательского центра Ассоциации независимых дир
екторов Дмитрий Черкаев. — Женщины обладают достаточно большим потенциалом (по словам ряда американских специалистов, они предрасположены к наиболее высокому уровню лидерства), и некоторые вещи им действительно удаются лучше мужчин. А поскольку работа совета директоров — в первую очередь это работа команды, в которой каждому отведена своя роль, очень важно использовать именно те качества женщин, которые позволят компании добиться наибольшего успеха».
Исследование АНД будет проводиться среди российских компаний (планируется охватить 50−60 наиболее успешных и значимых компаний среднего и крупного бизнеса). Для того чтобы анализ был репрезентативным, анкеты будут раздаваться как женщинам, так и мужчинам-директорам. Планируется привлечь к участию в данном проекте также тех женщин, которые имеют иностранное гражданство, но входят в состав совета директоров отечественных компаний. «Цель нашего исследования — исключительно прикладная, — продолжает Дмитрий Черкаев. — На основе полученных результатов мы собираемся разработать рекомендации, которые впоследствии будут широко использоваться в практике всех советов директоров». Мужчинам в самом деле многого не хватает из того, что есть у женщин, и проблема нашего государства заключается, вероятно, как раз в том, что женщин у нас серьезно недооценивают, полагает эксперт. Достаточно посмотреть, насколько представлены женщины в той же Государственной думе (не более 10% от общего числа депутатов). «Возможно, что результаты нашего исследования помогут несколько изменить общественное сознание и отношение общества к успешным деловым женщинам», — подводит итог Дмитрий Черкаев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: