Современная медицина динамично развивается. В государственных и частных клиниках наряду с инновационным оборудованием появляются и активно используются новейшие технологии.
Тенденции, перспективы и проблемы здравоохранения, развитие частной медицины обсудили эксперты онлайн-конференции, прошедшей на портале TatCenter.ru.
Все вопросы условно можно разделить на две большие группы — вопросы профессионалов рынка и частные вопросы потребителей услуг. Начнем со специалистов.
Медицина частная и государственная — где точки соприкосновения?
Какая медицина лучше — частная или государственная? Кто и как контролирует «частников»? Куда движется частная медицина и где точки соприкосновения с государством — эти вопросы волновали многих.
Так, в ходе ответа на один из вопросов, экспертами портала TatCenter.ru была озвучена следующая тенденция: особенности принятия решений власти по регулированию частной медицины. Так, председатель комитета по внебюджетной медицине и общественному здоровью ТПП РТ Владимир Калистратов отметил, что «решения по отдельным вопросам принимаются, к сожалению, без учета интересов бизнеса».
Его поддержал и директор Многопрофильной Клиники МЕДЕЛ Ленар Салахутдинов, который считает, что вопросы можно решить с помощью создания общественного совета при министерстве здравоохранения Татарстана — «с целью укрепления связи между законодательной властью и обществом в сфере здравоохранения». По словам Салахутдинова, это «позволит более эффективно обсуждать общественные вопросы в сфере здравоохранения граждан и позволит еще более объективно видеть положение дел».
Этого же мнения придерживается и Владимир Калистратов.
«На ближайшие 3−5 лет перед частной медициной РТ стоят следующие приоритетные задачи: во-первых, доказать свою состоятельность на фоне мощнейшей поддержки государственных медицинских организаций со стороны правительства; во-вторых, обеспечить участие общественных организаций, выражающих интересы предпринимательского сообщества, в выработке приемлемых для бизнеса законов. При этом нашим ориентиром должны являться только качественные медицинские услуги в частном секторе здравоохранения», — считает Калистратов.
Вопрос цен в частных клиниках интересовал и читателей портала. «Как регулируются цены в частных лечебных учреждениях? Оказывает ли какую-нибудь поддержку государство?» — спрашивала читательница Аделя А.
По словам Ленара Салахутдинова, формирование цен — это рыночный процесс, который зависит от многих факторов. Ключевая зависимость в данном случае — от количества участников рынка.
«Чем выше уровень конкуренции, тем может быть ниже цена и выше качество услуг. Данная закономерность применима для любой сферы бизнеса. Считаю, что нельзя сравнивать уровень стоимости медицинских услуг с парикмахерскими услугами, общепитом или автосервисом — так как уровень образования специалистов, затрат на их привлечение и содержание, а главное, степень ответственности перед потребителем, несоизмеримо выше, следовательно стоимость тоже должна компенсировать данные риски», — считает Салахутдинов.
А главный врач и руководитель медицинского косметологического центра «Анта-Мед» Ольга Рахимуллина дополняет ответ, поясняя: «Частные учреждения, которые не работают с фондами медицинского страхования, все расходы на привлечение клиентов, их лечение, создание благоприятной обстановки для обслуживания пациентов
и содержание окружающей территории».
Вопросы качественной подготовки кадров также прозвучали в ходе онлайн-конференции. На вопрос читателя Эдуарда «Устраивает ли собственников бизнеса система последипломного образования врачей?» все ответившие эксперты единогласно заявили — нет, не устраивает.
По словам директора медицинского центра «Любимый доктор» Кадрии Галеевой система»должна быть «адаптирована» под негосударственную систему оказания медицинских услуг, особенно это касается вопросов в сфере организации здравоохранения". А Ольга Рахимуллина отметила, что проблема требует решения на уровне правительства России.
В то же время, тему профессиональной подготовки врачей прокомментировал и министр здравоохранения Адель Вафин. Он согласился, что существующая сегодня система аттестации и сертификации специалистов не позволяет объективно оценить знания и профессионализм специалистов.
«Выход вижу в формировании конкурентной среды, внедрении современных образовательных технологий и создании механизмов для непрерывного образования являются. Все это — основные направления кадровой политики отрасли.
Думаю, что в современных условиях активное участие общественных профессиональных организаций (Ассоциация медицинских работников РТ) в аккредитации позволит по-новому подойти к оценке деятельности медицинских работников», заявил министр.
Медицина — для того, чтобы лечить или?..
Качество кадрового состава, конечно же, влияет на оценку качества оказываемых услуг и восприятия всего медицинского сообщества в целом. Возможно, решить эту проблему мог бы сводный рейтинг больниц республики.
По словам министра Аделя Вафина, в Татарстане рейтинговая оценка территориальных органов управлений здравоохранения и центральных районных больниц проводится с 2008 года. Дополнительно, начиная с 2012 года, минздрав республики оценивает удовлетворенность населения качеством оказываемой медицинской помощи. Результаты и методика рейтинговой оценки эффективности деятельности муниципальных образований в сфере здравоохранения публикуются на сайте министерства www.minzdrav.tatar.ru, в разделе «Рейтинг муниципальных образований».
По словам генерального директора ООО «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ» Линара Гарифуллина, «значительная часть жалоб, связанных с получением медицинской помощи, обусловлена неправильной организацией внутренних процессов в поликлинике или больнице, пренебрежительным отношением даже не со стороны врачей, а со стороны работников регистратуры, среднего медицинского персонала. То есть такими причинами, которые очень мало связаны с объемом или порядком финансирования, а больше связаны с организацией слаженной работы медицинских коллективов в каждой отдельно взятой поликлинике или больнице».
Сразу два вопроса от читателей касались и текущей диспансеризации населения. Портал TatCenter.ru ранее писал о бесплатном обследовании для жителей Татарстана.
По словам министра здравоохранения, диспансеризация будет проходить до конца 2013 года по графику работы медицинских учреждений:
«К сожалению, на сегодняшний день степень понимания важности диспансеризации среди населения не очень высока и степень активности мы считаем недостаточной.
Медицинское обследование проводится бесплатно, скрининг касается в первую очередь заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидизации — онкология, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет.
Безусловно, мы принимаем все меры, чтобы проинформировать население, объяснить цели и задачи диспансеризации и убедить прийти в лечебные учреждения.
На официальном сайте министерства здравоохранения РТ (http://minzdrav.tatarstan.ru/) размещен специальный баннер „Диспансеризация населения“, предусматривающий информационные разделы для населения и руководителей медицинских организаций».
В целом, медицинские учреждения республики готовы к массовым осмотрам населения, однако наибольшая проблема видится Аделем Вафиным в кадровом дефиците.
«Мы должны осмотреть 611 000 человек или 20% от взрослого населения республики. В проведении диспансеризации взрослого населения участвуют 84 медицинские организации. В диспансеризации детского населения участвует 61 учреждение здравоохранения.
Кадровый дефицит в <…> поликлиниках, безусловно, создает трудности в проведении диспансеризации. Тем более что в этом году впервые установлен такой объем по диспансеризации взрослого населения, который превышает предыдущую годовую численность почти в 6 раз.
В Казани к работе по диспансеризации взрослого населения совместно с Казанским медицинским университетом привлечены в составе врачебных бригад сертифицированные врачи ординаторы и интерны, почти 100 человек. Для них проведены обучающие семинары.
В сельской местности для прохождения диспансеризации обеспечивается доставка населения в медицинские организации, также используются выездные формы работы специалистов, в том числе 112 мобильных медицинских бригад», — пояснил Адель Вафин.
Одним из вопросов, вызвавших наибольшее внимание экспертов, стало обращение читательницы с ником «Mamochka», которая поинтересовалась «Почему в больницах и государственных и частных часто навязывают иностранные дорогие лекарства? Идешь в аптеку и выясняешь, что часто есть более дешевые российские аналоги. Это способ больницы заработать?»
Министр здравоохранения Адель Вафин заявил, что «с 1 июля 2013 года в соответствии с приказом министерства здравоохранения РФ… назначение и выписывание лекарственных препаратов должно осуществляться медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии — группировочному наименованию».
Главный врач и руководитель медицинского косметологического центра «Анта-Мед» Ольга Рахимуллина, в то же время, отметила, что врачи по закону обязаны доносить до пациента «достоверную информацию о всех аналоговых препаратах для лечения каждого конкретного случая». Однако зачастую обсуждение различных вариантов может занять большой промежуток времени, возможно, отмечает Рахимуллина, «в государственных лечебных учреждениях врачи таким временем не обладают».
А директор Многопрофильной Клиники МЕДЕЛ Ленар Салахутдинов утверждает, что «в некоторых случаях можно быть действительно уверенным только в импортном препарате, так как использованы более качественное сырье и технологии». При этом существуют случаи, «когда препарат довольно простой и является лишь вспомогательным». Тогда имеет смысл выбрать и более дешёвый аналог.
Так или иначе, все эксперты рекомендовали при общении с врачом о назначенных лекарствах просить рекомендовать возможные и доступные аналоги. По закону врач обязан вас проконсультировать по этому поводу.
Много вопросов касалось частной медицины и правовых отношений «клиент — частная клиника». Так, читатель Бугаев С.М. заявил, что «При обращении в частный центр при подписании договора, я особо не вникаю в его содержание… Кто защищает мои права, как пациента? Застрахован ли я каким-то законом или это автоматически становится заботой страховой медицинской организации, полис которого я имею?»
Директор медицинского центра «Любимый доктор» Кадрия Галеева отмечает, что «любой договор достоин того, чтобы его прочитали, тем более тот, который связан со здоровьем человека». По ее словам, в случае возникновения реакции на вводимый препарат
«первичная медицинская помощь пациенту будет оказана бесплатно (в частном центре), медики будут виновны в том случае, если в представленной медицинской документации будет отражена непереносимость введенного препарата».
А Ленар Гарифуллин рассказал, что лечащий врач обязан разъяснить возможные последствия и противопоказания пациенту до начала лечения, причем «в понятной и доступной форме». «Подписывая договор, вы тем самым соглашаетесь с тем, что вам разъяснены и понятны риски, связанные с предложенным вам лечением, его последствия, имеющиеся противопоказания
В случае, если после оказания медицинской помощи у вас ухудшилось здоровье, Ольга Рахимуллина рекомендует обращаться к юристам, так как на данный момент «сложилась адвокатская практика, которая защищает права пациентов… Также существует аккредитованное общество по защите прав потребителей, которое консультирует клиентов и защищает их права».
Вместо послесловия
Онлайн-конференция показала высокую заинтересованность в повышении качества медицинских услуг — как частных, так и государственных — со стороны самых разных слоев населения.
Профессионалы бизнеса неоднократно отметили необходимость нового — совместного — подхода к разработке законодательства, к системе подготовки кадров и страхования в сфере медицины. На данном поле необходимы усилия по информированию людей, созданию удобных сервисов и разработке новых подходов к лечебным услугам. Именно здесь нужна совместная работа государственных чиновников и наиболее активных представителей бизнеса.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: