А в минэнерго прошло экстренное закрытое совещание. Как стало известно, решался вопрос об увеличении поставок в регионы нефтепродуктов крупными компаниями. Причиной дефицита в некоторых случаях могло стать то, что мелкие поставщики не успели оформить документы для биржевых торгов. Сегодня, напомним, треть нефтепродуктов в стране приобретается через торговые площадки.
Все началось с Алтайского края, где в одних случаях бензин перестали продаватьи за наличные деньги, а только по карточкам АЗС, а в других — отгружали в одни руки лишь до 20 литров. Потом дефицит топлива был отмечен в других регионах. Сразу же поползла вверх и цена бензина.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью «РГ» тоже не исключил, что ситуацию в регионах могли спровоцировать проблемы с приобретением бензина независимыми АЗС, которых насчитывается 60 процентов от общего количества заправок. Кроме того, в апреле-мае российские НПЗ встают на профилактику. «Время ремонта привязано к технологическим процессам, необходимо, чтобы не было слишком жарко или холодно, — отметил эксперт. — Поэтому сдвинуть его в ту или иную сторону достаточно проблематично». Плюс к этому добавился традиционный сезонный рост спроса на автотопливо.
Впрочем, все это было и раньше, но не приводило к такой болезненной лихорадке на рынке. Сейчас, говорят опрошенные «РГ» эксперты, добавился еще один момент. Дорожающая нефть подняла эффективность экспорта нефтепродуктов. По данным Росстата, в январе-марте поставки бензина за рубеж выросли на 50 процентов. А его производство осталось на уровне прошлого года. Вот вам и дефицит. Минэнерго сообщает, что отгрузка бензина на внутренний рынок упала на 6,2 процента. Со всем этим сейчас и предстоит разобраться.
Бизнес уже начал перестраиваться «на ходу». Так, представитель компании «Роснефть» вчера в интервью телеканалу «Вести 24» заявил, что в связи с тем, что спрос на топливо на их АЗС увеличился, они приняли решение увеличить поставки бензина в проблемные регионы, и что в ближайшие несколько суток топливо дойдет до потребителя. С аналогичным заявлением выступила и «Газпром нефть».
Что касается роста цен, то виной тому не только создавшийся дефицит, но, по мнению Станислава Емельянова, заместителя генерального директора крупной топливной компании, в создавшейся ситуации те 0,2−0,3 процента в неделю, которые мы видим, — лишь начало подорожания. «Если мировые цены на нефть и дальше будут держаться на существующем уровне, — пояснил эксперт, — а налоговая нагрузка на топливо не снизится, то в конце года мы можем вплотную подойти к европейским 1−1,2 евро за литр бензина». То есть к 40−48 рублям.
Григорий Сергиенко считает, что «единственный способ борьбы с искусственно созданным дефицитом топлива — снятие административных барьеров, административное невмешательство в рынок, который сам вполне способен нормализовать ситуацию естественным путем».
У Федеральной антимонопольной службы иной взгляд на проблему. По мнению ведомства, нефтяники могут быть сами виноваты в возникшей ситуации. На прошедшем в понедельник совещании представителей региональных топливных ассоциаций с руководством ФАС глава службы Игорь Артемьев не исключил наличия картельного сговора между нефтяными компаниями. Ирина Луценко, представитель пресс-службы ФАС, вчера сообщила «РГ», что «федеральные органы будут продолжать мониторить ситуацию».
Как говорят эксперты, мер, которые способны решить проблему с дефицитом топлива, на самом деле не так много. Более того — из оперативных остаются только административные. Вполне возможно, что экспорт нефти будет ограничен, а нефтяников настоятельно «попросят» не повышать цены.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: