С 1 февраля этого года вступил в силу Федеральный закон «О торговле». Он предусматривает возможность регулирования цен на социально значимые товары. В связи с этим 1 июня был определен перечень товаров первой необходимости, на которые распространяется порядок установления предельно допустимых розничных цен, так называемый «продуктовый набор Зубкова».
Согласно новому ФЗ «О торговле», правительство имеет исключительное право устанавливать предельно допустимые розничные цены на перечисленные продукты, если в течение 30 дней стоимость этих товаров в том или ином субъекте страны взлетит более чем на 30\%. Эксперты рабочей группы по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам Общественной палаты России (ОП) исследовали, согласно ранее опробованной формуле, 8 городов.
Независимый июньский мониторинг выявил в некоторых регионах неоправданно завышенные цены на социально значимые товары. Так, Нижний Новгород и Москва — города, которые обеспечили малоимущим самый дешёвый набор продуктов, а в Хабаровске цены перехлестнули нижегородские почти на 50\%. Значит ли это, что наступает необходимость вмешаться государству?
TatCenter.ru решил выяснить, не приведет ли госконтроль за ценами к давно забытому дефициту, и как обстоят дела в Татарстане?
Марс Исмагилов, председатель Торговой Гильдии Республики Татарстан:
— Конечно, с учетом объективных причин, в том числе местоположения, в Якутске и Москве цены не могут быть одинаковыми.
Регулирование цен на социально значимые продукты не только допустимы, но необходимы для защиты незащищенных слоев населения на определенный период, например в условиях чрезвычайной ситуации: природных катаклизмов (засухи), экономического кризиса
24 наименования товара, конечно же, рыночную экономику не уничтожат, при условии, что период регулирования будет недолгосрочным: в соответствии с Законом регулирования торговой деятельности этот срок определен не более чем на девяносто календарных дней. Причинами введения государственного регулирования цен, может явиться рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории отдельного или нескольких субъектов Российской Федерации в течение 30 календарных дней подряд.
«Законом регламентирована возможность как регулирования самих цен, так и торговых надбавок (наценок). Предпочтительным является второй вариант, так как при нерентабельности эти продукты просто исчезнут не только с прилавков, но и производить их будет убыточно, — считает председатель Торговой Гильдии Татарстана.
В Татарстане цены стабильны
Марс Исмагилов:
— В республике, несмотря на определенный рост цен, в целом ситуация стабильная. Учитывая традиционное административное влияние на бизнес и постоянный мониторинг потребительского рынка Правительством Татарстана, о вводе госрегулирования цен говорить пока преждевременно. Коррективы, к сожалению, может внести засуха. Ее последствиями может стать рост цен, поэтому население, переживает небольшой ажиотаж, связанный с закупками продуктов впрок. Реакцией рынка на повышенный спрос может стать незапланированный рост цен.
Сотрудники Госалкогольинспекции Республики Татарстан регулярно проводят мониторинг цен на продукты первой необходимости. Здесь ситуацию в республики считают стабильной.
Дина Майлова, заместитель начальника Казанского ТО Госалкогольинспекции РТ, эксперт TatCenter.ru:
— В Татарстане на сегодняшний день ситуация с ценами стабильная. Мы отслеживаем стоимость продуктов первой необходимости регулярно, и повышения не отмечается.
Однако, по данным Татарстанстата, на прошлой неделе на потребительском рынке продуктов питания Казани продолжали повышаться цены на отдельные виды плодоовощной продукции.
Картофель за неделю подорожал на 4,6 процента, морковь — на 3,5 процента, капуста — на 1,3 процента. В то же время цены на репчатый лук снизились на 0,8 процента. Заметно повысились цена на пшеничную муку (на 5,1 процента) и сахарный песок (на 3,6 процента), в меньшей степени подорожали колбасы, потрошеные куры, гречневая крупа, сметана, вермишель, молоко стерилизованное 2,5−3,2-процентной жирности (на 0,9−1,8 процента). Незначительное снижение цен наблюдалось на пшено, куриные яйца (на 0,5−0,8 процента) и сыры (на 0,2 процента).
Сопоставление уровня цен в центрах регионов Приволжского федерального округа показало, что в Казани отмечен минимальный уровень цен на полукопченую колбасу и стерилизованное молоко 2,5 и 3,2-процентной жирности. Низкий по сравнению с другими столицами уровень цен сложился на сметану, сливочное масло, говядину, потрошеные куры, вареную колбасу первого сорта, хлеб ржано-пшеничный и пшеничный из муки первого и второго сорта, сахарный песок, вермишель, картофель и яблоки.
Как сообщает Татарстанстат, республика среди 14 регионов ПФО в июне находилась на 9-м месте по росту цен в потребительском секторе с начала года. Примечательно, что в мае Татарстан занимал 11-ое место по данному показателю. В июне индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 100,7 процента к маю текущего года, 104,1 процента к декабрю 2009 года и 102,9 процента к июню 2009 года.
В большинстве стран отношения между поставщиками и сетевым ритейлом регулируются на уровне отраслевых союзов. В России в силу неразвитости организаций такого формата вопрос о взаимодействии ритейлеров и поставщиков нашел решение в государственном регулировании, отмечает Радик Ибрагимов, директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V. (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»).
Радик Ибрагимов:
— Как показывает практика, уровень развития переработки продуктов зачастую не оказывает первоочередного влияния на цены. Очевидно, что основная задача органов власти в контроле над ценами — вопрос развития конкуренции. Именно высокая конкуренция, а не госрегулирование делает набор основных продуктов самым дешевым.
X5 уже не первый год последовательно проводит политику ценообразования, направленную на сдерживание роста цен и продуктовой инфляции в стране в целом.
По словам Ибрагимова, компания взяла курс на снижение цен еще во втором полугодии 2008 года. Первоначально эти меры коснулись только «Пятерочки+».
Радик Ибрагимов:
— Значительные изменения произошли и в ценообразовании сети супермаркетов «Перекресток». Недавно X5 объявила о глобальном снижении цен на 3500 наименований продуктов: среди них молочная и мясная гастрономия, свежие овощи, рыба и морепродукты, замороженные продукты, детское питание, бакалея, соки, воды, а также алкоголь и некоторые сопутствующие товары. Данное снижение цен не сопровождается повышением цен на другие товары.
После резкого провала в начале 2009 года индекс потребительских настроений поднимается. И мы полагаем, что именно тактика внутреннего регулирование цен на уровне ритейлера, а не госрегулирование, положительно повлияет на послекризисное восстановление в продуктовом сегменте розничной торговли.
С ритейлерами разговор особый
В большинстве стран отношения между поставщиками и сетевым ритейлом регулируются на уровне отраслевых союзов. В России в силу неразвитости организаций такого формата вопрос о взаимодействии ритейлеров и поставщиков нашел решение в государственном регулировании, отмечает Радик Ибрагимов, директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V. (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»).
Радик Ибрагимов:
— Как показывает практика, уровень развития переработки продуктов зачастую не оказывает первоочередного влияния на цены. Очевидно, что основная задача органов власти в контроле над ценами — вопрос развития конкуренции. Именно высокая конкуренция, а не госрегулирование делает набор основных продуктов самым дешевым.
X5 уже не первый год последовательно проводит политику ценообразования, направленную на сдерживание роста цен и продуктовой инфляции в стране в целом.
По словам Ибрагимова, компания взяла курс на снижение цен еще во втором полугодии 2008 года. Первоначально эти меры коснулись только «Пятерочки+».
Радик Ибрагимов:
— Значительные изменения произошли и в ценообразовании сети супермаркетов «Перекресток». Недавно X5 объявила о глобальном снижении цен на 3500 наименований продуктов: среди них молочная и мясная гастрономия, свежие овощи, рыба и морепродукты, замороженные продукты, детское питание, бакалея, соки, воды, а также алкоголь и некоторые сопутствующие товары. Данное снижение цен не сопровождается повышением цен на другие товары.
После резкого провала в начале 2009 года индекс потребительских настроений поднимается. И мы полагаем, что именно тактика внутреннего регулирование цен на уровне ритейлера, а не госрегулирование, положительно повлияет на послекризисное восстановление в продуктовом сегменте розничной торговли.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: