Справедливы ли требования путешественников и можно ли застраховаться от подобных неприятностей? Об этом «РБГ» беседует с вице-президентом Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимиром Канторовичем.
Владимир Данилович, могут ли рассчитывать туристы, застрявшие в Каире, на какую-либо компенсацию, в том числе по страховому полису?
— По поводу произошедшего наводнения за компенсацией они могут обратиться к силам природы или к Господу Богу, что кому ближе. Что касается страхового полиса, то по нему туристы могут рассчитывать на оплату медицинских услуг в пределах страховой суммы независимо от того, заболели они вследствие наводнения или по другой причине. Конечно, в подобных случаях, связанных со стихийными бедствиями, все расходы, которые необходимы на размещение туристов, транспортировку или перелет, берут на себя власти, туроператоры, авиакомпании. Туристы ни за что не платят.
То есть страховой полис не гарантирует возврат денег в случае наводнения или задержки в аэропорту, как это случилось с нашими туристами, которые не могли вылететь из Франции в новогодние праздники?
— В любой европейской стране турист, выезжая за рубеж, обязан иметь страховой полис. Причем он предусматривает не только гарантию медицинской помощи, а покрывает практически все случаи, которые могут произойти с туристом во время путешествия. Например, если человек заболел во время отдыха и пожелал вернуться домой, то страховая компания вернет ему часть денег за оставшиеся дни отдыха. По нашему же закону страхование туристов в обязательном порядке предусмотрено лишь в том случае, если «законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи».
То есть медицинскую страховку требуют те страны, для поездки в которые надо оформлять визу. Причем и эта страховка больше формальная: если случится что-то серьезное, то 20−30 тысяч евро просто не хватит, чтобы туриста вылечить и оказать другие необходимые услуги. Туристы же, которые отправляются в страну, не требующую обязательной страховки (а это, как правило, безвизовые массовые страны), покупать или не покупать полис, решают сами. При этом многие туристы, которые покупают страховой полис, даже не читают, что в нем написано, какие случаи собственно покрывает страховка.
Стоит ли вводить обязательное страхование туристов независимо от требований принимающей стороны?
— Сегодня у нас в стране очень низкая страховая культура, поэтому я считаю, что обязательное страхование туристов вводить необходимо — это вопрос безопасности людей, их жизни и здоровья.
Какие еще изменения в законодательстве, по вашему мнению, нужны, чтобы обеспечить туристам качественный отдых?
— Законодательная база сейчас уже в существенной степени отвечает требованиям времени. Надо дать возможность турбизнесу поработать в стабильном правовом поле и наработать правоприменительную практику. Конечно, для развития внутреннего и въездного туризма не помешали бы налоговые льготы, но в реальность таких изменений в законодательстве мне не очень верится. Думаю, что единственный оставшийся нерешенным серьезный вопрос- это введение обязательного страхования туристов, выезжающих за рубеж.
Как вы оцениваете «туристические» итоги прошедшего года?
— Главный итог прошедшего года для туристической отрасли такой: несмотря на финансовый кризис, она устояла. Спрос на выездной туризм в начале года упал на 25−30%, но уже к августу он стал стабилизироваться, а к концу третьего квартала снижение турпотока сократилось до 18%. Окончательных итогов года пока нет, но, думаю, эта цифра еще уменьшится. Если обратиться к тем данным, которые мы получили от операторов, то можно сказать, что падение турпотока, которое наблюдалось с конца 2008 года по осень 2009-го, преодолено.
А что показали новогодние каникулы?
— В минувшие новогодние праздники поток россиян, желающих отдохнуть за рубежом, не только не уменьшился, а даже увеличился. Причем особенность нынешних зимних каникул в том, что произошло рассредоточение по дате выезда. Если раньше все стремились вылетать в конце декабря или начале января, то в этом году туристический спрос распределился равномерно в течение зимнего сезона. Россияне старались уехать не в новогодние праздники, а сразу после каникул, так как цены на туры в этот период снижаются. Также почти
не было «лишних» самолетов и гораздо меньше «горящих» путевок.
В то же время надо отметить неровный спрос по ряду европейских направлений. В декабре французским посольством в Москве выдано более 24 тысячи виз, что на 23% меньше, чем в декабре 2008 года. В ноябре прошлого года виз было выдано на 18% меньше по сравнению с предыдущим годом. Но надо сказать, что не только россияне, но и туристы из других стран в этом году меньше посещали Францию, это можно объяснить общим снижением интереса к стране. Туристический поток в Австрию остался на уровне прошлого года, а в Швейцарии немного вырос. Что же касается пляжных направлений, в этом году спрос на новогодний Таиланд вырос на 50−80%, на Доминикану — на 30%, на Гоа — на 15−20%, а на Египет — на 5−10%.
В начале прошлого года в связи с кризисом некоторые эксперты предрекали волну банкротств среди туроператорских компаний, но этого не произошло. Все опасения позади?
— Да, мы опасались и даже предрекали большое количество банкротств, но этого не случилось. Известны лишь единичные случаи, всего два-три. Хотя сегодня многие компании испытывают серьезные финансовые трудности. При этом регулярно открываются новые фирмы и фирмочки, и сегодня на российском рынке работают 3980 операторов. И если нас не накроет вторая волна кризиса, то в этом году начнется рост в туристической отрасли.
Ваши прогнозы на новый туристический сезон. Какие направления будут пользоваться популярностью?
— Думаю, что никаких серьезных изменений в географии путешествий не произойдет. Массовый туризм определяется такими простыми вещами, как географическая удаленность от места проживания туриста, климат, развитость инфраструктуры. Поэтому перемещение массовых потоков из Турции, скажем в Бразилию, вряд ли возможно. Хотя в туризме не последнюю роль играет мода, но и она влияет на колебания между теми или иными направлениями, более-менее равнозначными относительно перечисленных характеристик. Например, в этом году российские чиновники проигнорировали Куршевель и предпочли ему австрийские горнолыжные курорты. Можно сказать, что в этом горнолыжном сезоне популярна Австрия.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: