Для борьбы с дефицитом бензина в России правительство ввело запрет на экспорт бензина в мае путем значительного увеличения пошлин. Экспортная пошлина на бензин из России выросла с 1 мая 2011 года на 44\% (по сравнению с апрелем) и составила 408,3 доллара, что составляет 90\% от майской ставки пошлины на нефть. Пошлина на бензин до сих пор составляла 67\% от ставки пошлины на нефть.
Эта временная мера была введена для того, чтобы остановить расползание по всей России дефицита бензина. Предполагалось, что она будет действовать лишь в мае, а потом вернется обычная пошлина. Однако министр экономического развития Эльвира Набиуллина не исключила в четверг, что запретительная пошлина на экспорт бензина может быть сохранена и в июне. «Правительство проанализирует сейчас то, что происходит на рынке. Пока об этом говорить рано, но вероятность продления есть», — цитирует ее слова «Интерфакс».
Если дополнительное повышение экспортной пошлины на бензин, введенное в начале мая, сохранится, то, соответственно, пошлина на бензин в июне составит $ 418−420 за тонну, а в случае отмены повышения эта пошлина будет равна пошлине на светлые нефтепродукты — $ 310−312,5 заявил начальник сводно-аналитического отдела Минфина РФ Александр Сакович.
Напомним, что дефицит бензина в регионах России стал наблюдаться с 23 апреля. В начале мая Минэнерго доложило, что проблема дефицита бензина в России постепенно сходит на нет. Доля не действующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2\%, очереди фиксируются тоже примерно на 2\% российских АЗС, сообщили в Минэнерго.
Однако несмотря на введение запретительных пошлин на экспорт бензина в мае, дефицит топлива на российском рынке не только сохраняется, но продолжает нарастать, сообщает Reuters. По данным агентства, в мае нефтяные компании по-прежнему ограничивают или полностью останавливают коммерческую реализацию оптовых партий со своих НПЗ и региональных нефтебаз, чтобы бесперебойно снабжать только собственные сети АЗС.
Продление запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов на июнь вполне реально, считают эксперты. «Ситуация на топливном рынке России к настоящему моменту более-менее стабилизировалась, однако о ее полной нормализации говорить пока преждевременно, и нет никаких гарантий, что так называемый „топливный кризис“ не вернется в случае возврата экспортной пошлины на бензин на прежний уровень», — говорит управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский.
К тому же правительству необходимо время на совершенствование существующей схемы ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов, чтобы держать ситуацию на топливном рынке под контролем. «В то же время в случае сохранения понижательного тренда на мировом рынке нефти как минимум до конца мая нельзя исключать, что необходимости в сохранении высоких ставок не будет, так как привлекательность экспорта и так серьезно снизится», — добавляет эксперт.
Набиуллина напомнила, что решение о повышении пошлин на бензин на май было вынужденной мерой, так как был резкий всплеск цен на внутреннем рынке. «Он (рост цен на бензин — прим.) был связан, прежде всего, с ростом мировых цен на нефть. Если до этого какое-то время на внутреннем рынке компании продавали с прибылью к экспортному паритету, то когда цены повысились (на мировых рынках — прим.), уже продажи шли с дисконтом и, естественно, компании старались отправлять бензин на экспорт», — отметила она.
Замглавы Минэнерго говорил ранее, что основной причиной дефицита бензина является то, что экспорт данного вида нефтепродукта увеличился на 67\%.
Как объясняли эксперты, экспорт бензина увеличился потому, что нефтяным компаниям стало намного выгодней экспортировать нефть, чем продавать внутри России. Рост цен на бензин внутри России был заморожен осенью прошлого года правительством, однако мировые цены на нефть, не подчиняясь российским законам, стали резко расти в этом году. Из-за этого и произошел большой разрыв между внешними и внутренними ценами на бензин.
На фоне дефицита бензина в некоторых регионах стали резко расти цены на топливо. Неделю назад премьер-министр России Владимир Путин не исключил, что причина роста цен на бензин, возможно, лежит в сговоре компаний-производителей. «Не дефицит, там же дело не в дефиците. Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество», — считает Путин.
Повышение экспортных пошлин на бензин до запретительного уровня — «это краткосрочная и вынужденная мера», напоминает министр экономического развития. «Нужно принимать более системные меры, которые должны быть связаны и с принятием новой системы налогообложения, которую мы сейчас обсуждаем. Во-вторых, нужно обратить внимание на состояние конкуренции в этом секторе нефтепереработки. Сейчас эта сфера неконкурентна, поэтому реальных рыночных ориентиров здесь мы не видим», — сказала она.
Премьер-министр Владимир Путин ранее предложил исправить ситуацию путем повышения экспортных пошлин на бензин, с одной стороны, что приведет к потерям прибыли для нефтекомпаний, и снижением НДПИ и акцизов для нефтяников — с другой, что помогло бы компенсировать им эти потери. Эксперты говорили, что эти меры могут оказаться действенными, так как позволят найти баланс, чтобы доходы от экспорта бензина и от продажи внутри России были для нефтяных компаний равнозначными.
Решение об изменении налогообложения в нефтяной отрасли с июля было принято еще в октябре прошлого года. В начале года Минэнерго предложило ввести режим, который предполагает снижение экспортной пошлины на нефть в среднем на 7\% с одновременным повышением пошлины на нефтепродукты. Это должно снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 3 млрд долларов в год.
По мнению Романа Беседовского, во избежание повторения кризиса на рынке топлива правительству необходимо навести порядок в биржевой торговле нефтепродуктами на внутреннем рынке. «Схема биржевой торговли нефтепродуктами должна быть абсолютно прозрачной, предусматривать одинаковые требования ко всем участникам торгов, и при этом ситуация в данной сфере должна жестко контролироваться профильными регуляторами. Возникшие проблемы на топливном рынке продемонстрировали сырость действующей схемы биржевой торговли и необходимость ее модернизации», — говорит эксперт.
Газета «Взгляд»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: