«Подсадить» автовладельцев на практику самостоятельного оформления некрупных ДТП без вызова сотрудников ГИБДД намерены и власти, и страховщики.
«Чтобы убрать лишние неудобства и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции — конечно, при условии причинения только материального ущерба. Сегодня далеко не все участники дорожного движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними, конечно, будущее. И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин», — заявил президент РФ Владимир Путин на этой неделе в ходе заседания президиума Госсовета РФ по вопросам безопасности дорожного движения.
Напомним, по правилам европротокола обе стороны — и потерпевший, и нарушитель — должны согласиться с обстоятельствами аварии, чтобы начать оформление ДТП. В этом и кроется основная проблема широкого использования европротокола в нашей стране.
Страховщики выход из ситуации видят в возможности для спорящих самостоятельно доезжать до ближайшего пункта ДПС для оформления происшествия. Еще один вариант — система «ГЛОНАСС», которой в будущем должен быть оснащен каждый автомобиль. Однако, по понятным причинам, перспектива эта, мягко говоря, долгосрочная. А бороться с пробками, которые собирают участники ДТП, порой, из-за мелких царапин на бампере, что особенно актуально для крупных городов, нужно было начинать еще вчера.
Подготовить перечень мер для расширения практики использования европротокола в России вызвался Российский союз автостраховщиков. Как рассказал президент союза Игорь Юргенс, в РСА уже действует группа по созданию специальных стандартов для распространения практики внедрения безлимитного европротокола.
Пока страховщики думают, чиновники предложили собственный «проверенный» способ — поднять штраф вдвое — до 2 тыс. руб.— для водителей, ожидающих гаишников для оформления мелких аварий, пишет газета «Коммерсант». По данным издания, глава РСА идею поддержал, аргументируя тем, что «увеличение штрафа за невыполнение данной нормы должно, безусловно, приветствоваться, поскольку это способствует снижению заторов на дорогах и повышению БДД».
По данным РСА, в январе 2016 года число водителей, оформлявших ДТП с применением европротокола, выросло по сравнению с 2015 годом, и составило 28% (в 2015 году доля обращений по европротоколу составляла 18%). При этом в 2015 году чаще всего европротокол оформляли в июле и августе (18,5% и 22,3% соответственно). Гораздо чаще стали пользоваться этой процедурой не только в Москве, но и в регионах, заверил Юргенс.
«Европротокол стали активнее применять из-за введения штрафов за неоставление места ДТП при незначительных авариях», — полагает Юргенс, по оценкам которого в России порядка 80% всех ДТП покрываются лимитом европротокола (до 50 тысяч рублей).
Еще одним стимулирующим фактором для водителей, по мнению страховщиков, может послужить факт, что доля отказов в выплате по европротоколу ниже чем по ОСАГО.
«Причина проста — сам факт оформления европротокола означает, что у участников ДТП нет разногласий об обстоятельствах ДТП и о том, кто в нем виноват. Кроме того, для выплаты в рамках европротокола страховщику требуется меньше документов, что также снижает вероятность отказа», — поясняет замдиректора по урегулированию убытков АО «Согаз» Алексей Карпицкий.
По его словам, случаи, когда страховщик отказывает в выплате, как правило, свя
заны с тем, что сами участники ДТП не смогли окончательно договориться об обстоятельствах происшествия. Кроме того, страховщик напоминает, что в рамках европротокола не покрываются случаи бесконтактного ДТП, а также ущерб, нанесенный имуществу, не принадлежащему автовладельцу.
В завершение добавим, что, по данным РСА, в 2015 году доля ДТП, оформленных по европротоколу, выросла с 11% до 25%. В перспективе же страховщики рассчитывают довести этот показатель до 40−50%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: