Главное — создать бизнесу условия
«Есть замечательная фраза: банк не может жить лучше, чем его клиенты. Поэтому можно констатировать, что любой крупный российский банк живет так же, как и страна. Отдельные компании и регионы развиваются лучше, другие — хуже. Но в целом ситуация в любом банке — отражение российской экономики», — считает заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский.
О стратегии банка, в рамках которой сегмент среднего бизнеса выделен в отдельную глобальную бизнес-линию, Михаил Осеевский порталу TatCenter.ru детально рассказывал ранее. Напомним лишь, что к сегменту среднего бизнеса банк относит клиентов с выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей. Это клиенты, которые ищут стратегического партнера. Логика создания глобальной бизнес-линии как раз предполагает, что, став партнером ВТБ, средний бизнес получает сразу весь пакет услуг и продуктов.
«Портфель кредитов банка ВТБ клиентам среднего бизнеса превышает 700 млрд рублей. Этот сегмент — важная отрасль российской экономики, имеющая более высокие темпы развития и целый ряд отличительных особенностей.
Это динамичные компании, в которых сами бенефициары принимают участие в управлении. Это люди, которые накопили большой опыт, и в прошедшем году, несмотря на все изменения, происходящие в экономике, смогли очень гибко отреагировать на ситуацию, принимая оперативные решения, в том числе при общении с банком. Главное — создать компаниям условия", — говорит Осеевский.
Новые продукты — новые окна возможностей
Ситуация на рынке кредитования постепенно выправляется, констатирует Михаил Осеевский и вспоминает, что после повышения ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года, банкиры предупреждали клиентов о том, что для кредитов и новых инвестиционных проектов — не самое лучшее время.
«Сегодня эта тенденция ослабевает. Для бизнеса открылись новые окна возможностей, в том числе и в части финансирования. Сегодня можно получить кредит в два раза дешевле, чем год назад. Как следствие, все большее количество моделей и проектов становятся эффективными».
Между тем, по словам Осеевского, однозначного тренда на рынке по-прежнему нет.
«Пока еще ситуация отличается в зависимости от отрасли. К примеру, мы практически не видим инвестиционной активности в торговле, аккуратно подходим к кредитованию компаний, занимающихся строительством коммерческой недвижимости, поскольку также видим здесь избыток предложения. В свою очередь, отрасли, ориентированные на экспорт и импортозамещение — сельское хозяйство, логистика, фармацевтика, новые технологии — сегодня крайне привлекательны».
Одним из окон возможностей для качественных клиентов Михаил Осеевский называет стартовавшую в конце прошлого года программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемую АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» совместно с Банком России. Именно ВТБ первым среди российских банков осуществил кредитную сделку в рамках программы.
Программа представляет собой новый инструмент господдержки кредитования субъектов МСП, которые реализуют инвестпроекты в приоритетных отраслях экономики. Уникальность проекта — в ограничении процентной ставки по кредитам до уровня не более 10% годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 11% годовых — для малого.
Взаимовыгодное сотрудничество го сударства, бизнеса и банков
Программа, по словам Михаила Осеевского, отличный механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса и банков.
Программа работает следующим образом. У ВТБ есть качественный клиент из сегмента среднего бизнеса, и банк готов взять за него кредитный риск. ВТБ обращается в Корпорацию МСП, естественно, при условии, что проект полностью соответствует критериям программы. После рассмотрения заявки Корпорация МСП обращается в Банк России и выдает поручительство по кредиту в размере 0,5%. Центробанк, в свою очередь, предоставляет ВТБ средства под 6,5%.
«Процентная ставка по кредиту для сегмента среднего бизнеса составляет 10%. 0,5% из них банк возвращает Корпорации МСП, поскольку это плата за пользование средствами ЦБ. 3% маржи — стандартная банковская маржа, — остается в банке. Самое главное — эта схема абсолютно рабочая. Первый такой кредит мы выдали в декабре прошлого года, сейчас их уже десятки, и банк ВТБ — лидер в этом проекте», — подчеркивает Михаил Осеевский.
Добавим, что на сегодняшний день только по сформированному пулу заявок ВТБ в Татарстане объем запрашиваемого финансирования в рамках программы превышает 4 млрд рублей. В целом же по стране в рамках этой программы ВТБ уже предоставил региональным компаниям более 1 млрд рублей кредитов по льготным процентным ставкам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: