Михаил Осеевский провел в Татарстане 2 дня. Казань, Набережные Челны, Елабуга, — посещение особых экономических зон, многочисленные встречи с бизнесом и чиновниками, деловые переговоры…
«Все в развитии. Потрясает», — лаконично и одновременно емко поделился впечатлениями о Татарстане Осеевский в своем твиттере, а позже признался, что именно ВТБ привлекает в республике. — В Татарстане потрясает то, что все развивается, все динамично меняется. Я был здесь год назад и даже визуально изменения заметны. ВТБ интересно работать в этой активной атмосфере с уникальными партнерами и проектами".
Татарстан, по словам Осеевского, заметно отличается от других субъектов РФ, и по тому пути, который был пройден за последние 20 лет и по направлению, в котором республика движется сегодня.
Благодаря грамотным управленцам Татарстану удалось наиболее эффективно перейти от советской экономики к рыночной, создав, с одной стороны, конкурентную среду, а с другой, — не потерять крупные предприятия, передав их в руки эффективных собственников, и на этой базе открыть возможности для развития новых сегментов.
«Первое, что отличает Татарстан — четкая стратегия республики, которая реализуется на протяжении последних 20 лет, преемственность власти, социальная поддержка со стороны населения этой политики. На мой взгляд, это очень гармоничное, сбалансированное развитие.
Именно оно позволяет республике быть лидером во многих отраслях и создавать новые. Недаром появился проект особой экономической зоны, развиваются новые отрасли, например, программирование. Мне кажется, что сельское хозяйство на подъеме. Если говорить про банковскую отрасль, то РТ отличает наличие большого количества самостоятельных банков. Это тоже признак «здорового организма». И для федеральных, и для региональных игроков здесь находятся свои ниши, свои «особые» сегменты".
Одним из таких «особых» сегментов для банка ВТБ стал средний бизнес. В рамках новой стратегии ВТБ на 2014−2016 годы была создана глобальная бизнес-линия (ГБЛ) «Средний бизнес’, клиенты которой требуют иного подхода к ведению бизнеса, а, следовательно, и особого отношения со стороны банка.
Сегодня к сегменту среднего бизнеса банк относит клиентов с выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей. Это клиенты, которые ищут стратегического партнера. Логика создания ГБЛ как раз предполагает, что в отличие от крупного бизнеса, став партнером ВТБ, средний бизнес получает сразу весь пакет услуг и продуктов.
Средний бизнес — драйвер роста для банка ВТБ
До конца 2014 года ВТБ планирует достигнуть роста кредитного портфеля банка в сегменте среднего бизнеса с 250 млрд рублей до 360 млрд рублей, что составляет 40\%.
«Средний бизнес — это предприятия, которые не появились в результате приватизации, а были созданы за последние 15−20 лет, в период становления в РФ рыночной экономике. Это результат социально-экономических преобразований в стране. Их отличает то, что, как правило, это частные предприятия, в которых бенефициары участвуют в управлении. Эти компании прошли с нуля до сегодняшнего дня достаточно длинный путь. В них работают несколько сотен или тысяч человек и они, вместе с малым бизнесом, являются рыночной частью экономики — очень гибкой, динамичной и эффективной», — поясняет Михаил Осеевский.
По его словам, прежде всего, в силу опыта бенефициаров, их участия в оперативном управлении, наличии стратегии и готовности гибко меняться.
«Мы видим, что темпы роста этого сегмента зачастую существенно превышают темпы роста российской экономики в целом. У нас есть примеры, когда по итогам 2012 года у компании выручка была 3 млрд рублей, а по итогам 2014 года — уже 20 млрд. Они находят новые ниши. Это очень эффективные, яркие, креативные люди. Мы выделили это направление для себя в приоритетное. Это несколько десятков тысяч групп компаний по РФ с объемом кредитов около 8 трлн рублей — довольно большой сегмент для банков».
При этом Михаил Осеевский не опасается, что для ВТБ средний бизнес окажется своеобразным «черным ящиком». В условиях рыночной экономики компании, которые хотят работать долго и расти, просто не могут себе позволить быть непрозрачными.
«Это касается не только требований банков, но и системы госзакупок, а также позиционирования сегмента в обществе — сегодня и банки хотят понимать, что происходит внутри компании, и компании сами готовы рассказывать потребителям о результатах своей деятельности.
По мере роста компании стараются показывать свою эффективность, прибыльность, чтобы быть интересными и для клиентов, и для работников, и для партнеров — все они хотят видеть компанию прозрачной, а не получить «черный ящик».
В условиях текущих экономических реалий, наибольший потенциал для динамичного развития есть у компаний, обслуживающих госзаказы, у предприятий, участвующие в реализации программы импортозамещения, а также в текстильной промышленности, машиностроении, производстве программного обеспечения и радиоэлектронного оборудования.
«ВТБ готов сотрудничать с компаниями из любой вышеперечисленной отрасли», — говорит Осеевский.
Безусловно, банк стал пристальнее изучать своих заёмщиков: стресс-тестирование компании, анализ текущего состояния в отрасли и положения предприятия в ней — для ВТБ качество имеет значение. Предложив прозрачность в качестве одного из «ингредиентов» сотрудничества, средняя компания получает в лице ВТБ надежного стратегического партнера.
Итоги работы Банка ВТБ в Татарстане
ВТБ является для предприятий Татарстана не только кредитующим банком, но и расчетным финансовым институтом. Банк готов предложить продукты, отвечающие потребностям бизнеса в текущих условиях: финансирование, инструменты хеджирования, депозитные инструменты, банковскую гарантию…
ОЭЗ имеют колоссальный потенциал развития
В последние годы качественной «средой обитания» среднего бизнеса в РФ стали особые экономические зоны. Михаил Осеевский не скрывает интерес банка к резидентам ОЭЗ, как промышленных, так и инновационных.
Не удивительно, что в Татарстане заместитель президента — председателя правления банка ВТБ посетил и «Алабугу» и Иннополис — «точки роста» сегмента МСБ.
«Татарстан очень умело использует инструмент особых экономических зон для экономического, социального и инфраструктурного развития региона. Практической целью ОЭЗ «Алабуга» является организация импортозамещающих производств из российского сырья. Достижение данной цели невозможно без создания промышленной и деловой инфраструктуры международного уровня, запуска отлаженного механизма совместной работы всех задействованных госорганов и служб, передовой системы информационных технологий, применения эффективных практик по привлечению инвесторов и сопровождения деятельности резидентов, продуманной политики в области кадрового обеспечения и развития социальной сферы.
Думаю, в Татарстане отлично справляются с этой задачей. Ориентация Алабуги на импортозамещение, показатели привлеченных финансовых, кадровых, производственных ресурсов, позволяют назвать ее одной из лучших ОЭЗ России".
Между тем, Осеевский считает, что работать еще есть над чем — необходимо создать социальную среду.
«Сегодня очевидно для сотрудников этих предприятий, особенно для тех, кто приехал из других стран или городов, не хватает энергетики. Им некуда пойти, не хватает культурных мероприятий. Получается замкнутый круг „работа-дом-работа“. Над этим надо задуматься — в ОЭЗ должна появляться инфраструктура. Надо создавать комплексную среду. Если мы хотим, чтобы в этих зонах работали сильные люди, у них должен быть комплексный интерес. Сформировать привлекательную среду — задача государства».
Второй пример ОЭЗ в Татарстане — проект Иннополис, будущий инновационный город-спутник Казани, ориентированный на научно-производственную деятельность по выпуску инновационной продукции и создание информационно-коммуникационных технологий.
«Мир очень стремительно IT-низируется и направление развития Татарстан выбрал очень правильное. Здесь важно ставить для себя задачи не остаться локальным российским проектом, а стать глобальным. Ведь сама по себе среда — глобальная. Надо двигаться именно в этом направлении, тогда проект будет конкурентоспособным и будет приносить деньги. Это не только интернет, но и множество прикладных программ в различных сегментах и секторах».
Бизнесу нужны условия
В ВТБ готовы поддерживать бизнес и не сомневаются, что основу для развития страны составляет именно частная инициатива.
«Бизнес — это творчество. Невозможно прочитать в учебнике, как заработать деньги. Бизнес постоянно находится в размышлении, какой новый продукт, какая новая услуга должны появиться для того, чтобы бизнес стал более эффективным. Самое главное, чтобы существовала эта энергетика, эта среда, в которой у бизнесмена было бы желание творить, думать».
По словам Осеевского, последнее — многосторонняя история, в ней много аспектов: от уверенности предпринимателей в завтрашнем дне, до комфортной правовой среды — каждый элемент очень важен.
«В сложившихся экономических и политических условиях очень важно и банкам и государству поддерживать бизнес, стимулировать появление новых идей и людей, которые готовы брать ответственность за себя, за своих сотрудников. Частные компании, акционерные общества — драйверы роста экономики. Бизнес делают конкретные люди, их должно стать больше. Пока у них есть жажда движения, экономика двигается».
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: