В парламентских слушаниях участвовали представители правительства РФ, руководители профильных комитетов Госдумы, губернаторы химических регионов, главы администраций промышленных городов, руководители крупных холдингов, химических предприятий, учебных и научно-исследовательских заведений.
Во вступительном слове председатель Комитета промышленности, строительства и наукоемких технологий Мартин Шаккум отметил, что химическая отрасль является базовым сегментом российской экономики. В химической и нефтехимической отраслях сосредоточено около 4,7% основных производственных фондов российской экономики, доля товарной продукции, производимой этими отраслями, составляет 5,5%. За последние пять лет объем химического производства увеличился в 1,6 раза. При этом положительная динамика производства обусловлена, по мнению многих выступавших, благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на основную экспортную продукцию и частичным перемещением платежеспособного спроса внутреннего рынка с импортной химической продукции на отечественную. Однако укрепление рубля постепенно снижает стимулирующую роль фактора импортозамещения. А низкая доля инвестиций в основной капитал химического и нефтехимического комплекса не обеспечивает наращивание выпуска конкурентоспособной (по качественным и ценовым параметрам) продукции.
К числу основных факторов, сдерживающих развитие химического комплекса, были отнесены: высокая степень физического износа оборудования и отсталость технологий, дефицит инвестиционных ресурсов, опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, обеспечение предприятий отрасли углеводородным сырьем, ограниченный ассортимент ряда отечественных химикатов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, неготовность потребляющих секторов экономики к переработке и использованию ряда материалов.
В законодательном плане для решения этих задач должны быть предусмотрены, по мнению участников слушаний, меры и стимулы, побуждающие сырьевые и энергетические компании к переливу капитала в обрабатывающую промышленность, совершенствование процессов создания и ликвидации промышленных предприятий, банковского кредитования химической промышленности.
Многие руководители крупных компаний выносили на обсуждение конкретные предложения по различным изменениям бюджетного, налогового, таможенного и валютного законодательства.
По мнению Сергея Федорова, генерального директора ЗАО «Фосагро АГ», необходимо законодательное закрепление дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых; создание условий для финансирования геологоразведки с целью поддержания разведанных запасов рудной базы, для чего необходимо дать возможность горнохимическим предприятиям использовать часть суммы текущего налога на добычу полезных ископаемых на цели геологоразведки; разработка мер стимулирования инвестиционных и инновационных проектов.
Среди предложений генерального директора ЗАО «Куйбышевазот» Виктора Герасименко — отмена импортных пошлин и НДС на современное оборудование, отработка реально действующих механизмов направления средств из фонда оплаты за загрязнение окружающей среды на природоохранные мероприятия, скорейший возврат НДС по строительно-монтажным работам. Ведь масштабные стройки длятся долго и отвлекать большие средства предприятиям очень тяжело.
Много говорилось о сырьевом обеспечении нефтехимической отрасли. Как стимулировать сбор, подготовку и транспортировку нефтяных попутных газов потребителю вместо сжигания ценнейших углеводородов в факелах? По примерным оценкам в России сжигается более 10 млрд м3 НПГ и цифра эта растет. Вице-президент АК «Сибур» Владимир Разумов считает, что только повышением штрафов за сверхнормативное сжигание НПГ проблему не решить. Необходим поиск оптимальных форм сотрудничества газопереработчиков с нефтяными компаниями, по его мнению, это могут быть только совместные предприятия.
Что касается технического регулирования, то, как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев, при разработке технических регламентов химической и нефтехимической продукции необходим системный подход. А действующий в настоящее время фонд национальных станд
артов, включающий более 650 стандартов на химическую продукцию и более 1100 методов ее анализа, должен приниматься во внимание.
Участники парламентских слушаний обсудили также возможные негативные последствия для химической отрасли после попадания под контроль Киотского соглашения.
Не все специфические проблемы отрасли были освещены, но главная задача парламентских слушаний — общее понимание всеми участниками — правительством, Госдумой ФС РФ и хозяйствующими субъектами — в какой же части и глубине преобразований и изменений нуждается законодательное обеспечение для развития отрасли была достигнута. По мнению большинства, прежде всего, необходимо принятие новых законов — «О промышленной политике», «Об упаковке и упаковочных отходах», «Об инвестиционной деятельности» и ряд др.
Как подчеркнул в заключительном слове Анатолий Губкин, председатель экспертного совета по химической и нефтехимической промышленности, изменения в законодательстве будут, но их цель не раздача дополнительных льгот и преференций.
В целом проблемы, стоящие перед химической отраслью, должны быть решены в рамках Концепции ее развития до 2010 года, которую правительство примет до конца этого года. И в этом документе будут заложены законодательные инициативы правительства по согласованию с Российским союзом химиков и представителями отрасли.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: