Ренат Халлиулович, 2 ноября 2005 года, по заявлению правительства РФ, закон «О недрах» пройдет первое чтение. Если в итоге он будет принят в том виде, в котором он разработан сейчас, как это отразится на Татарстане?
Сейчас нельзя сказать, чтобы этот закон уже существенно повлиял на Татарстан. Добычу нефти мы определенно уменьшать не начнем. То, что в республике сделано в период с 1995 — 2002 годы, сделано необратимо. Тогда в РТ в пределах полномочий, предоставленных федеральным центром, был обеспечен рост добычи за счет налогового стимулирования. Но теперь выход с разведкой в новые, западные районы с меньшими перспективами и проведение там того объема работ, который мы заложили в стратегию развития ТЭК РТ, усложнится. И, в общем, последствия принятия такого закона начнут отрицательно сказываться на нас лет через пять.
(Рассмотрение закона в первом чтении должно было состояться 2 ноября, однако закон, разрабатывающийся несколько месяцев, в день обсуждения был отозван из Думы в связи с необходимостью уточнения критериев отнесения месторождений к стратегическим, доступ нерезидентов к которым будет ограничен. — прим. ред.)
Значит ли это, что через пять-семь лет объем добычи нефти в Татарстане начнет падать?
Начнет, если закон будет принят в таком виде. Это усложнит поиски, разведку новых районов, а также разработку старых истощенных месторождений и новых месторождений с тяжелыми нефтями. Мы планируем сейчас увеличить в два раза объем геолого-разведочных работ, с тем чтобы стабилизировать объемы добычи. Если закон пройдет, мы не сможем выполнить эту задачу. Естественно, полного воспроизводства запасов не будет, и лет через пять это отразится и на добыче нефти.
Сейчас в правительстве ведется много разговоров о реформах в нефтяной отрасли. Разработан закон о недрах. А что же с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Будет ли он дифференцирован в ближайшее время?
С НДПИ в стране полный «раздрай». Все заявляют: и Греф, и Трутнев — все большие и маленькие начальники, что будет дифференциация. Но я думаю, что в том виде, в котором она действительно нужна, она вряд ли состоится до тех пор, пока серьезно не начнет падать добыча нефти в России. Когда это произойдет, где-то в 2007 году, тогда, очевидно, правительство РФ на серьезном уровне вернется к этому вопросу. А на сегодняшнем этапе я думаю, что все ограничится какими-то налоговыми послаблениями на ввод новых месторождений в новых регионах: в Сибири, в восточных районах, на шельфе. А то, что нужно, хотя бы в том виде, как это сделано на Украине, вряд ли будет принято. С самого начала была принята стратегия — все это заболтать, сделать попытку дифференцировать по многочисленным параметрам, сослаться на коррупцию и уйти от предметного решения вопроса. Конечно, при восьми параметрах дифференциации, хотя бы несколько из них можно сделать предметом коррупции и сослаться на невозможность налогового администрирования.
В таком случае, по каким же критериям необходима дифференциация?
Во-первых, необходимы налоговые каникулы на ввод новых месторождений до выхода их на окупаемость затрат. Спокойно вернуться к пресловутой, всеми критикуемой плоской шкале НДПИ. Во-вторых, это касается старых районов нефтедобычи — это дифференциация по критерию выработанности запасов. В-третьих, дифференциация по качеству. Если введут банк качества нефти, нефть более низкого качества будет продаваться по более низкой цене, а компания будет вынуждена платить такой же налог, как та, которая добывает нефть хорошего качества. Все-таки качество от добывающей компании не зависит. Поэтому, в правительстве говорят, надо стимулировать компании, оставляя часть НДПИ для того, чтобы они были заинтересованы в улучшении качества нефти. Но улучшать ее невозможно. Технически этот вопрос не решен в мире. Можно делать синтетическую нефть, как это имеет место Канаде, но это огромные вложения. Можно не облагораживать нефть, а строить специальные НПЗ для переработки таких нефтей, по специальной технологии, допустим флексикокинг, и тогда она будет давать нефтепродукты достаточной стоимости.
А если получится такая ситуация: банк качества нефти введут, а НДПИ не примут?
Мы солидно пострадаем. Особенно мелкие компании, поскольку у них вся нефть тяжелая высокосернистая. Объем выручки по этой нефти может сократиться на 15−20%. А при небольшом снижении цен может наступить такой момент, когда «Татнефть» остановит эти залежи, и будет добывать более легкую девонскую нефть. У нее есть такая возможность. На 40% сократится добыча, но компания выживет. А малые компании будут банкротиться, если этот закон будет принят в худшем виде.
Недавно появилась информация, что с целью улучшения качества российской экспортной нефти, правительство рассматривает в качестве одного из вариантов — не допускать высокосернистую нефть с «Татнефти» и «Башнефти» в трубу. Как Вы считаете, такое развитие событий возможно?
Я думаю, что такое невозможно, и реально вряд ли получится. Фактически такой нефти в общем балансе РФ не так уж и много, и она не делает для России погоду. Как говорил Вайншток, это вопрос надуманный. Можно, конечно, отсечь высокосернистую нефть от общей трубы и сказать: «Перерабатывайте ее внутри России». Это при определенных стараниях возможно. Тогда компании наши будут в тяжелейшем положении, особенно мелкие.
А насколько «Татнефть» сейчас сама способна перерабатывать ту нефть, которую она добывает? Насколько я знаю, у нее нет своей переработки.
Да, переработки у нее нет. Заводик есть на 440 тыс. тонн, как было раньше. Базовый завод на «ТАИФе», но и он в основном рассчитан на переработку хорошей нефти. Только 20% сернистой нефти можно поставлять туда, а на 80% это должна быть девонская нефть. «Татнефть» будет строить свои заводы. В 2009 году будет построен комплекс перерабатывающих заводов, а до этого времени собственной переработки у «Татнефти» не будет.
Если сейчас правительство отменит пошлины на ввоз оборудования для строительства НПЗ, это как-то ускорит процесс?
Конечно, это улучшит вопрос финансирования строительства НПЗ. Отмена пошлин — хорошее мероприятие для того, чтобы стимулировать переработку. С переработкой в стране «швах». В 2010—2015 гг. будет дефицит бензина. Причем, большой дефицит, если сохранится нынешнее положение с нефтепереработкой в стране. Нефтяники не заинтересованы перерабатывать нефть. При сегодняшних ценах выгоднее гнать на экспорт сырую нефть. А в переработку ежегодно надо вкладывать доллары. Надо $ 30 млрд. вложить, чтобы обеспечить внутренний рынок переработкой. То есть пять-десять лет надо ударно строить новые НПЗ.
Ренат Халлиулович, хватит ли завода, который строит «Татнефть», на то, чтобы обеспечить переработкой Татарстан?
Нет. Еще, как минимум, надо будет построить еще один завод. Ведь объем добычи высокосернистой тяжелой нефти будет около 16,5 млн. тонн в год.
Как Вы считаете, цены на нефть в дальнейшем будут повышаться?
Я думаю, что повышаться они не будут. Они будут стабильными. Если и будет повышение, то это будет конъюнктурное повышение, и будет это ненадолго. То же самое можно сказать и о возможном снижении цен.
Как в ближайшее время будет развиваться ситуация в Татарстане? Сколько «Татнефть» планирует добыть нефти в 2006 году?
Где-то около 31 млн. тонн мы добудем. Я думаю, что наши законодатели, даже приняв новый закон «О недрах» в предлагаемом виде, серьезно ухудшающем условия недропользования, приняв закон в трубопроводном транспорте с «банком качества», а также «заволокитив» принятие реального дифференцирования НДПИ в зависимости от горно-геологических условий, в ближайшее время не смогут серьезно помешать выполнению стратегии ТЭК Татарстана.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: