Принятый в 1992 году Закон «О недрах» перестал соответствовать современной ситуации, эффективно регулировать ее. За 12 лет политика и экономика страны претерпели многочисленные изменения, а накопленная правоприменительная практика выявила недостатки и пробелы законодательства.
Главная, исходная причина всех изменений — желание государства закрепить федеральную собственностью на недра. Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев откровенно сказал, что в течение 12 лет (пока действовал нынешний закон) у государства практически полностью отсутствовал контроль над эксплуатацией месторождений. Принятие же этих поправок, по словам Анатолия Темкина, замминистра природных ресурсов РФ, «позволит обеспечить эффективное управление ресурсами недр в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».
Республиканские власти согласны с министром, но только отчасти.
— Да, собственность на недра должна быть государственной. Наверное, федеральной собственность должна быть там, где большие запасы нефти, золота. Другое дело, что новый Закон «О недрах» исключает участие исполнительной власти субъектов федерации в принятии решений относительно недр, в разработке месторождений и распределении прибыли.
Вообще, с отмены принципа совместного принятия решений («принципа двух ключей») и начались изменения закона. Вместо «принципа двух ключей» законодательно закрепляется принцип принятия решений на федеральном уровне («принцип одного ключа»). Проект закона наделяет субъекты РФ правом совместного с Российской Федерацией распоряжения единым государственным фондом недр на своих территориях, правом участвовать в разработке программ геологического изучения недр, развития и восполнения минерально-сырьевой базы. К ведению субъектов отнесены участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Принятие решений в отношении участков недр осуществляется на федеральном уровне в аукционных комиссиях с участием представителей субъектов.
Ринат Абдуллин:
— Точной информации по аукционным комиссиям до чтения закона в Думе нет. Представитель региона однозначно будет, но решение будет приниматься людьми, выступающими от имени федерального центра. О праве вето для региональных представителей не говорится ничего.
Второй вопрос — какую предпочесть модель передачи права пользования недрами, разрешительную (административную) или договорную (гражданско-правовую). После вступления в силу законопроекта участки недр будут предоставляться в пользование на основании договоров, а отношения по ранее выданным лицензиям на пользование участками недр будут регулироваться специальным разделом закона до тех пор, пока не прекратится срок действия лицензии.
Ринат Абдуллин:
— Лицензию раз купил — и делаешь что хочешь. А договор надежнее, в нем можно обговорить все решения, все условия разработки месторождений вплоть до самых мелких деталей.
В-третьих, Анатолий Темкин заявил, что проект Федерального закона «О недрах» расширяет возможности для оборота права пользования недрами и устанавливает возможности для залога права пользования недрами. Лицензии возможно переоформить при разного рода реорганизациях юридического лица, при приобретении им имущества предприятия-банкрота, при прекращении деятельности юрлица-пользователя недрами вследствие его присоединения к другому юрлицу, при учреждении юрлица-пользователя недр, созданного для продолжения деятельности на участке недр.
Разработчики проекта считают одной из наиболее острых проблем действующего закона недостаточно четкую формулировку оснований для досрочного прекращения права пользования недрами. В проекте же предлагается установить исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут начать процесс отзыва лицензии у недропользователя. В числе оснований названы нарушения условий ввода месторождений в разработку, а также неоднократное нарушение иных существенных условий пользования недрами.
Ринат Абдуллин:
— Такие меры в предыдущем законе не применялись, и мы иногда можем видеть примеры хищнической добычи природных ископаемых, разлив нефти в тайге. Подобные действия наносят непоправимый урон окружающей среде. Государство должно иметь рычаги для досрочного прекращения права пользования недрами, иметь влияние на добывающие компании. Все пункты должны быть расписаны. Все стороны должны знать свои права и обязанности.
Проект закона, кстати, ужесточает и ответственность за вредное воздействие на окружающую среду, вводя как административные, так и уголовные меры наказания помимо устранения последствий нанесенного урона.
Таковы изменения в законодательстве, влекущие значительные изменения в недропользовании. Специалисты отмечают, что будучи принятым, этот закон сделает невыгодной разработку мелких и маргинальных месторождений. Единые налоговые ставки, отсутствие льгот ставят в один ряд крупные и мелкие компании. Субъекты получат лишь хозяйственные издержки, риски и экологический урон взамен права участвовать в принятии решений относительно недр на своей территории.
— С введением налога на добычу полезных ископаемых, представляющего собой налоговую удавку для больших и малых компаний страны, добывающих трудную нефть, стало выгодно работать лишь тем, кто пришел в отрасль «снять сливки».
В разное время проект разрабатывали Министерство природных ресурсов РФ, затем Министерство экономического развития и торговли РФ, снова Минприроды. Но ни одно ведомство, ни одна рабочая группа не предложили принципиально нового закона, а лишь дорабатывали старый, в результате чего он разросся до внушительных размеров, приобрел сложную структуру.
Евгений Козловский, вице-президент Российской академии естественных наук:
— Проект нового Закона «О недрах» состоит из статей, половина из них (56) содержит 67 отсылочных норм, в том числе 36 — адресованы Правительству Российской Федерации, которое будет определять тот или иной порядок регулирования горных отношений.
Ренат Муслимов считает, что этот закон против интересов как Республики Татарстан, так и самой России:
— Потому что это не закон в общем понимании этого термина, а некая декларация о намерениях, пародия на закон. По нему нельзя будет работать, по меньшей мере, года три. В результате мы рано или поздно придем к хорошему качественному закону, только, надеюсь, не будет поздно.
Также советник президента рассказал, что республиканские власти предпринимали попытки поучаствовать в создании закона о недропользовании, повлиять на процесс. Но письма, заключения экспертов, выступления в Правительстве и статьи в прессе не были услышаны. Законодатель Госсовета заявил, что после первого чтения проекта в Думе, когда станет доподлинно известно о предложенном сценарии развития, республика начнет предлагать свои поправки.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: