Наряду с новосибирской, иркутской и башкирской энергосистемами «Татэнерго» является независимой от РАО «ЕЭС России» компанией. Благодаря «особым отношениям», сложившимся между Республикой Татарстан (РТ) и федеральным центром в конце прошлого столетия, региону удалось защитить свой энергетический комплекс от приватизации и сохранить его целостность. Причем в республиканской собственности оказались не только тепловые станции и распределительные сети, но и магистральные линии электропередачи (ЛЭП) и даже стратегический федеральный объект — Нижнекамская гидроэлектростанция.
Фактически Татарстан получил в свое распоряжение замкнутую энергосистему, которая им же и управлялась через свое регионально-диспетчерское управление (РДУ). Эта система не только обеспечивает потребности гигантского промышленного узла РТ, но и покрывает всю потребность республики в электроэнергии для сельского хозяйства, транспорта, инфраструктуры городов. Кроме того, она даже способна около 1000 МВт экспортировать за пределы РТ. Контрольный пакет акций «Татэнерго» принадлежит республиканскому холдингу «Связьинвестнефтехим», 49% — министерству земельных и имущественных отношений РТ.
Однако сейчас этой целостности приходит конец. С июля этого года вступают в силу поправки к федеральному закону «Об электроэнергетике». Согласно им, транспортировка электроэнергии по высоковольтным линиям как естественно-монопольная отрасль должна находиться в ведении федерального центра. Для «Татэнерго» — крупнейшей интегрированной энергетической компании Поволжья это значит, что к этому сроку она должна передать в собственность Федеральной сетевой компании (ФСК) почти 2 тыс. км магистральных линий электропередачи, а также 16 подстанций напряжением 220 и 500 кВт, которыми сейчас владеет. Естественно, небезвозмездно — в Татарстане планируют выручить 25 млрд. рублей (столько, по местным подсчетам, обошлось бы ФСК строительство новых сетей в республике), но ФСК готова заплатить впятеро меньше.
По мнению аналитика инвесткомпании «Финам» Константина Рейли, или высоковольтные ЛЭП в конце концов будут проданы, или «Татэнерго» получит пакет акций ФСК, соответствующий стоимости этих активов, — на эту тему стороны сейчас как раз ведут переговоры. Однако здесь важен даже не факт цены или схемы передачи (все равно как-нибудь договорятся), а то, что впервые за постперестроечный период целостность татарстанского энергетического монополиста окажется нарушенной. Причем не добровольно и не кем-нибудь, а федеральным законодательством и федеральными игроками.
К середине лета «Татэнерго» потеряет и право самостоятельно осуществлять оперативно-диспетчерское управление своей энергетической системой. С 1 июля, согласно федеральному законодательству, управлять электроэнергетическими потоками Татарстана будут из Самары — с центрального диспетчерского щита объединенного диспетчерского управления Средней Волги (структурное подразделение федеральной структуры «Системный оператор»).
Региональное диспетчерское управление, которое сейчас существует в виде «дочки» «Татэнерго», станет, соответственно, филиалом «Системного оператора». Это позволит устранить двоевластие, которое сложилось в диспетчеризации энергосистемы Татарстана, когда формально она входила в единую энергосистему страны, однако ее диспетчеры подчинялись не Москве, а Казани и могли просто игнорировать указания диспетчеров федерального центра. Поэтому, как признался нам один из федеральных диспетчеров, «контакт держался на добрых личных отношениях между руководителями диспетчерских служб».
По мнению портфельного управляющего УК «Альфа-капитал» Семена Бирга, оба этих процесса — переход к федеральному центру диспетчерских и магистральных транспортных функций татарстанской энергосистемы — показатель того, что влияние федерального центра на экономику региона усиливается, особенно в таких важных инфраструктурных областях, как электроэнергетика. «Пример Башкирии, предприятия топливно-энергетического комплекса которой тоже переходят к федеральному центру, показал, что необходима лояльность к интересам государства. Интеграция „Татэнерго“ в единую энергосистему страны — это и есть проявление лояльности к более общим, чем региональные, задачам — государственным», — подчеркнул Бирг.
Однако конец эпохи самодостаточности «Татэнерго» связан и с внутренними проблемами энергетического холдинга. Состояние его генерирующего оборудования позволяет покрыть прогнозируемый рост энергопотребления в Республике Татарстан только до 2012 года. Поэтому, по словам одного из источников в самом энергохолдинге, перед «Татэнерго» стоит задача до 2015 года ввести дополнительно 1000 МВт мощности, на что потребуется почти 63 млрд рублей инвестиций. В прошлом году на собрании акционеров «Татэнерго» Премьер-министр РТ Рустам Минниханов обозначил проблему еще жестче. «Если мы в течение пяти лет полностью не модернизируем мощности, то будем неконкурентоспособны. Поэтому сейчас надо решать, какие активы оставить, а какие продать», — заявил он.
Первой ласточкой подобного подхода стала продажа «Татэнерго» в прошлом году Уруссинской ГРЭС, расположенной на границе Татарстана с Башкортостаном, установленной мощностью 161 МВт. Эта станция была предназначена для обслуживания нефтепромыслов Александровского, Серафимовского и Туймазинского месторождений и не реконструировалась с конца 50−х годов прошлого века. В программе технического перевооружения мощностей «Татэнерго» эта ГРЭС значилась как станция «с неприемлемо низкой надежностью и низкой экономичностью». Но группа частных инвесторов, имена которых не раскрываются до сих пор, намерена вложить в реконструкцию станции 6 млрд рублей, удвоить фактически ее мощность и экспортировать электроэнергию за территорию Татарстана.
Руководством «Татэнерго» и республиканскими властями также широко обсуждалась идея первичного публичного размещения (IPO) акций 100−процентной «дочки» холдинга — Генерирующей компании (ГК), в которой собраны все генерирующие мощности холдинга. При этом, по словам генерального директора «Татэнерго» Ильшата Фардиева, за основу брался опыт проведения IPO генерирующих компаний РАО «ЕЭС России». Однако, как заявил сейчас член совета директоров энергохолдинга, заместитель министра экономики и промышленности РТ Фарид Туктаров, от этой идеи отказались в пользу другой — разместить в этом году дополнительную эмиссию акций ГК и продать ее блокпакет стратегическому инвестору.
Наиболее оптимальным для РТ, по словам Туктарова, стал бы вариант, при котором стратегическим инвестором энергетиков выступило бы какое-либо республиканское предприятие — крупный потребитель электроэнергии. В качестве таковых называются «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «КАМАЗ» или «Татнефть». В таком варианте и деньги на инвестпрограмму для энергохолдинга нашлись бы, и централизация республиканской собственности сохранилась.
Но у первых трех компаний свои объемные инвестпрограммы, и вряд ли они будут отвлекать средства ради неких гипотетических выгод в виде более низких тарифов. Иное дело — «Татнефть». Она уже участвует в капитале другой «дочки» «Татэнерго» — Сетевой компании (5% капитала) и с учетом далеко идущих планов по диверсификации бизнеса вполне может к нефтяному и нефтехимическому бизнесу прибавить энергетическую составляющую. Ответа на наш запрос по этому поводу от «Татнефти» мы не дождались.
Но если республиканским властям не удастся найти или «назначить» (а это в условиях специфических взаимоотношений между бизнесом и властями этой республики вполне возможно) стратегического инвестора внутри республики, то волей-неволей придется приглашать кого-то со стороны. С учетом республиканского опыта реализации подобных проектов в других отраслях, очевидно, это будет какая-то зарубежная компания. Ясно одно — в ходе реформы РАО «ЕЭС России» независимой от федерального энергетического холдинга республиканской энергосистеме Татарстана также пришлось вступить в интеграционные процессы с другими участниками рынка. Поэтому «Татэнерго» уже никогда больше не будет таким целостным и самодостаточным холдингом, как раньше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: