Новости
04 Января 2006, 11:40

Юрий Алаев: «Перспективы развития деловой журналистики есть»

В 1996 году газета «Известия Татарстана», практически наполовину сменив контент, стала выходить под новым названием «Время и Деньги». Так в республике появилось издание, позиционирующее себя, как газета деловых кругов. В 2006-м «ВиДу» исполняется 10 лет, все это время газета не только освещала зарождающуюся деловую жизнь республики, но и формировала вкус к деловой прессe.

Мы беседуем с главным редактором и основателем газеты «Время и Деньги» Юрием Прокопьевичем Алаевым о газете, деловой журналистике и о том, могут ли влиять СМИ на власть.

Юрий Прокопьевич, как возникла идея названия газеты — «Время и Деньги»?

Такое название носила популярная рубрика, которая существовала на страницах газеты «Известия Татарстана». В 90-е годы, как вы помните, курс рубля к доллару был очень волатильным, и мы ежедневно отслеживали и комментировали валютные показатели. По поводу названия новой газеты были разные мнения, но в результате мы сошлись на названии «Время и Деньги». Сыграла роль и известная поговорка «время — деньги». Мы поставили значок «энд» между этими словами и попытались подвести под название некую философскую основу. Можно сказать, что время, в котором мы живем, измеряется деньгами, но не только, к счастью. Отсюда «И», а не знак тождества. Нам не хотелось с головой погружаться только в экономическую тематику. Газета и сейчас реагирует на происходящее в социальной сфере, в политике, в культуре.

Вы неоднократно отмечали, что газета «Время и Деньги» опередила время: газета для деловых кругов возникла в тот период, когда сами деловые круги не сформировались. На ваш взгляд, есть сегодня в Татарстане деловая журналистика?

Деловая журналистика в республике существует, но только с точки зрения наличия публикаций на соответствующие темы. Внятный анализ экономических проблем и ситуаций дает казанский «Коммерсантъ». Безо всяких комплиментов я могу сказать, что с интересом читаю многие обзоры, размещаемые на TatCenter.ru. Иногда подает голос в этом смысле «Вечерка». Но это отдельные публикации, а не деловая пресса.

Что касается опережения времени, сегодня я могу с некоторым удовлетворением отметить, что ситуация меняется к лучшему. Начинает формироваться бизнес-сообщество, проклевываются определенные ростки понимания. Мы это на себе чувствуем — все чаще поступают достаточно любопытные предложения о партнерстве, о долгосрочном сотрудничестве. Интерес к публикациям проявляют руководители и владельцы бизнес-структур. Иногда это возражения, иногда пожелания обратить на что-то внимание. Это уже хорошо. Есть ощущение, что мы движемся в правильном направлении. И перспективы развития деловой журналистики есть.

Как вы считаете, может газета в сегодняшних условиях влиять на общественное мнение, на действия властей?

Я льщу себя надеждой, что такое влияние может оказать узконаправленная газета вроде нашей. Газета с относительно небольшим тиражом, заточенная, как сейчас принято выражаться, на очень конкретную аудиторию. Газета, имеющая авторитетных и глубоко мыслящих авторов. Подобная газета может представлять собой и оппозицию. К примеру, когда была предложена программа развития Республики Татарстан до 2010 года, ни одно издание (и мы к своему стыду) реально эту программу не проанализировали. Максимум, что выдала местная пресса по этому поводу, — это публикация Льва Овруцкого. Хотя можно было дать анализ, предложить альтернативную программу, представить свое видение развития страны.

В вашей практике был случай, когда газета «Время и Деньги» действительно оказала воздействие?

Наверное, я был бы чересчур самонадеян, если бы заявил, что благодаря публикациям газеты что-то резко повернулось в мышлении или действиях власти, какого-то социального института. Влияние может оказывать позиция газеты в целом. Мы, например, стояли всегда на одном: что бы ни говорили о суверенитете республики, совершенно неправильно отгораживаться от России и тем более подменять социально-экономическую самостоятельность национальным, этническим суверенитетом. Возможно, отрезвляюще подействовала та позиция, которую мы занимаем по вопросу инвестиционной привлекательности РТ. Буквально месяц назад мы давали комментарий в газете под заголовком «Пора избавляться от снобизма». Мы постоянно приводим цифры и факты, показывающие, что у нас далеко не все так хорошо обстоит, как зачастую говорится в официальных сообщениях. Такое влияние газеты есть, думаю, но оно опосредованное, не явное.


Как изменилась газета за 10 лет? Что приобрела, что утратила?

Начну с потерь. За эти годы мы потеряли достаточное количество профессиональных журналистов и просто хороших людей. Потеряли, слава богу, не безвозвратно, все они живы-здоровы. Кто-то выбрал карьеру госчиновника, кто-то ушел в другие издания, в другие структуры. Например, Зиля Валеева ушла на государственную службу. Президентский фотограф Михаил Козловский был фотокорреспондентом в нашей газете. Редактор отдела новостей Анвар Маликов ушел в пресс-центр Кабинета министров РТ, теперь работает в агентстве «АК&М». В агентство «Интерфакс» ушла работать Ольга Кудрина. Корреспондент отдела промышленности Игорь Ильин получил премию на всероссийском конкурсе за лучшую аналитику и ушел советником к тогдашнему вице-премьеру Борису Немцову. Это очень существенные потери. Но с другой стороны — мы можем считать газету своеобразной кузницей кадров.

Что касается приобретений, то самое колоссальное — это «опыт, сын ошибок трудных». И как производное от этого опыта возникает понимание, что абсолютно не решаемых проблем нет, что необходимы только терпение и последовательность. В числе приобретений назову умение обходиться минимумом творческих и технических ресурсов. К примеру, мы вторая газета в республике, которая перешла на цвет. Это тоже достижение.

Чем вы как главный редактор особенно гордитесь, какое достижение ставите на первое место?

Вселенской гордости я не испытываю. Хотя мне льстит, что газета «Время и Деньги» дала хороший профессиональный старт многим людям. Кто-то просто здесь вырос, закалился, кто-то пришел в газету и, выражаясь высокопарно, именно здесь засверкал новыми гранями. Все теоретики СМИ утверждают, что ни одно издание не может существовать без поддержки со стороны государства. 10-летнее существование нашей газеты доказывает обратное и это тоже вызывает удовлетворение. Приятно и то, что газета «Время и Деньги» вошла в десятку самых качественных деловых печатных СМИ Приволжского федерального округа в рейтинге российской Ассоциации менеджеров.

Коллектив Делового центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru поздравляет редакцию газеты «Время и Деньги» с 10-летием и желает дальнейшей успешной деятельности.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: