Мы беседуем с главным редактором и основателем газеты «Время и Деньги» Юрием Прокопьевичем Алаевым о газете, деловой журналистике и о том, могут ли влиять СМИ на власть.
Юрий Прокопьевич, как возникла идея названия газеты — «Время и Деньги»?
Такое название носила популярная рубрика, которая существовала на страницах газеты «Известия Татарстана». В 90-е годы, как вы помните, курс рубля к доллару был очень волатильным, и мы ежедневно отслеживали и комментировали валютные показатели. По поводу названия новой газеты были разные мнения, но в результате мы сошлись на названии «Время и Деньги». Сыграла роль и известная поговорка «время — деньги». Мы поставили значок «энд» между этими словами и попытались подвести под название некую философскую основу. Можно сказать, что время, в котором мы живем, измеряется деньгами, но не только, к счастью. Отсюда «И», а не знак тождества. Нам не хотелось с головой погружаться только в экономическую тематику. Газета и сейчас реагирует на происходящее в социальной сфере, в политике, в культуре.
Вы неоднократно отмечали, что газета «Время и Деньги» опередила время: газета для деловых кругов возникла в тот период, когда сами деловые круги не сформировались. На ваш взгляд, есть сегодня в Татарстане деловая журналистика?
Деловая журналистика в республике существует, но только с точки зрения наличия публикаций на соответствующие темы. Внятный анализ экономических проблем и ситуаций дает казанский «Коммерсантъ». Безо всяких комплиментов я могу сказать, что с интересом читаю многие обзоры, размещаемые на TatCenter.ru. Иногда подает голос в этом смысле «Вечерка». Но это отдельные публикации, а не деловая пресса.
Что касается опережения времени, сегодня я могу с некоторым удовлетворением отметить, что ситуация меняется к лучшему. Начинает формироваться бизнес-сообщество, проклевываются определенные ростки понимания. Мы это на себе чувствуем — все чаще поступают достаточно любопытные предложения о партнерстве, о долгосрочном сотрудничестве. Интерес к публикациям проявляют руководители и владельцы бизнес-структур. Иногда это возражения, иногда пожелания обратить на что-то внимание. Это уже хорошо. Есть ощущение, что мы движемся в правильном направлении. И перспективы развития деловой журналистики есть.
Как вы считаете, может газета в сегодняшних условиях влиять на общественное мнение, на действия властей?
Я льщу себя надеждой, что такое влияние может оказать узконаправленная газета вроде нашей. Газета с относительно небольшим тиражом, заточенная, как сейчас принято выражаться, на очень конкретную аудиторию. Газета, имеющая авторитетных и глубоко мыслящих авторов. Подобная газета может представлять собой и оппозицию. К примеру, когда была предложена программа развития Республики Татарстан до 2010 года, ни одно издание (и мы к своему стыду) реально эту программу не проанализировали. Максимум, что выдала местная пресса по этому поводу, — это публикация Льва Овруцкого. Хотя можно было дать анализ, предложить альтернативную программу, представить свое видение развития страны.
В вашей практике был случай, когда газета «Время и Деньги» действительно оказала воздействие?
Наверное, я был бы чересчур самонадеян, если бы заявил, что благодаря публикациям газеты что-то резко повернулось в мышлении или действиях власти, какого-то социального института. Влияние может оказывать позиция газеты в целом. Мы, например, стояли всегда на одном: что бы ни говорили о суверенитете республики, совершенно неправильно отгораживаться от России и тем более подменять социально-экономическую самостоятельность национальным, этническим суверенитетом. Возможно, отрезвляюще подействовала та позиция, которую мы занимаем по вопросу инвестиционной привлекательности РТ. Буквально месяц назад мы давали комментарий в газете под заголовком «Пора избавляться от снобизма». Мы постоянно приводим цифры и факты, показывающие, что у нас далеко не все так хорошо обстоит, как зачастую говорится в официальных сообщениях. Такое влияние газеты есть, думаю, но оно опосредованное, не явное.
Как изменилась газета за 10 лет? Что приобрела, что утратила?
Начну с потерь. За эти годы мы потеряли достаточное количество профессиональных журналистов и просто хороших людей. Потеряли, слава богу, не безвозвратно, все они живы-здоровы. Кто-то выбрал карьеру госчиновника, кто-то ушел в другие издания, в другие структуры. Например, Зиля Валеева ушла на государственную службу. Президентский фотограф Михаил Козловский был фотокорреспондентом в нашей газете. Редактор отдела новостей Анвар Маликов ушел в пресс-центр Кабинета министров РТ, теперь работает в агентстве «АК&М». В агентство «Интерфакс» ушла работать Ольга Кудрина. Корреспондент отдела промышленности Игорь Ильин получил премию на всероссийском конкурсе за лучшую аналитику и ушел советником к тогдашнему вице-премьеру Борису Немцову. Это очень существенные потери. Но с другой стороны — мы можем считать газету своеобразной кузницей кадров.
Что касается приобретений, то самое колоссальное — это «опыт, сын ошибок трудных». И как производное от этого опыта возникает понимание, что абсолютно не решаемых проблем нет, что необходимы только терпение и последовательность. В числе приобретений назову умение обходиться минимумом творческих и технических ресурсов. К примеру, мы вторая газета в республике, которая перешла на цвет. Это тоже достижение.
Чем вы как главный редактор особенно гордитесь, какое достижение ставите на первое место?
Вселенской гордости я не испытываю. Хотя мне льстит, что газета «Время и Деньги» дала хороший профессиональный старт многим людям. Кто-то просто здесь вырос, закалился, кто-то пришел в газету и, выражаясь высокопарно, именно здесь засверкал новыми гранями. Все теоретики СМИ утверждают, что ни одно издание не может существовать без поддержки со стороны государства. 10-летнее существование нашей газеты доказывает обратное и это тоже вызывает удовлетворение. Приятно и то, что газета «Время и Деньги» вошла в десятку самых качественных деловых печатных СМИ Приволжского федерального округа в рейтинге российской Ассоциации менеджеров.
Коллектив Делового центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru поздравляет редакцию газеты «Время и Деньги» с 10-летием и желает дальнейшей успешной деятельности.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: