Новости
19 Июня 2014, 16:50

Взгляд на Татнефть сквозь валютные очки

Отчётность по МСФО за 1 квартал 2014 года продемонстрировала, что взятый компанией курс на увеличение доли нефтепереработки помог не только преодолеть последствия падения шинного комплекса, но и значительно улучшить конечные экономические показатели.

Согласно отчету за первый квартал по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), группа компаний «Татнефть» увеличила выручку по сравнению с таким же периодом 2013 года на 9,6%, до 116,74 млрд рублей. Тем временем прибыль нефтяной группы выросла еще внушительнее — на 42% и составила 24,4 млрд руб.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ

Два основных внешних параметра, от которых зависит работа татарстанской нефтяной компании, сыграли ей на руку.

1) Экспортная цена на нефть. Как видим, последние 4 года цены на нефть устойчиво находятся на очень высоком уровне, превышающим сложившиеся цены до мирового финансового кризиса. Небольшое снижение (-4%) средней нефтяной цены в 1 квартале 2014 года по сравнению с прошлогодним периодом не оказало негативного эффекта, так как было компенсировано небольшой девальвацией.

2) Курс базовой валюты. Благодаря проведенной девальвации средний курс доллара в 1 квартале 2014 года был выше на 15%, чем в том же периоде прошлого года. Это с лихвой компенсировало небольшое снижение нефтяных цен и дало существенную прибавку к прибыльности экспортной деятельности.

ОАО «Татнефть» — это, в первую очередь, экспорториентированная компания, у которой доля поступлений из-за рубежа в выручке по данным 2013 года находилась на уровне 75%. Исходя из этого, правильнее было бы оценивать финансы компании, исходя из долларовых показателей. Это позволяет устранить «эффект девальвации» и оценивать компанию как глобального экономического игрока.

В новейшей истории Татнефти как вертикально интегрированной компании, можно выделить 3 важных этапа:

1) Жизнь до начала наличия собственной масштабной нефтепереработки. В этом режиме часть нефти перерабатывалась на НПЗ сторонних компаний. Собственно говоря, называть компанию вертикально-интегрированной было тогда нельзя.

2) Появление собственной первичной нефтепереработки — начало работы в декабре 2011 года установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7 производительностью 7 млн тонн в год. Завод начал выпускать: котельное топливо, топливо печное бытовое, прямогонный бензин, вакуумный газойль, топливо технологическое экспортное, нафту висбрекинга, ШФЛУ, керосин технический, топливо маловязкое судовое, серу.

3) Ввод гидрокрекинга в эксплуатацию, что теоретически позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн тонн дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. тонн авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. тонн прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Но это при наличии 2,9 млн тонн вакуумного газойля, который относится к темным нефтепродуктам.

Пока установка работает примерно на одну треть от заявленных мощностей (перерабатывает около 1 млн вакуумного газойля в год — такова мощность существующей установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7). Так что постройка второй ЭЛОУ-АВТ-7 не за горами.

Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел — на их производство будет направляться часть гидроочищенного газойля, производимого на установке гидрокрекинга. Производство планируется ввести в эксплуатацию к концу года.

Дополнительные положительные результаты от работы установки гидрокрекинга в полную мощь покажутся только во 2 квартале текущего года. АК «Транснефть» в конце марта начала прием от НПЗ «Танеко» в систему магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) дизельного топлива «Евро».

Именно поэтому показатели выручки 1 квартала 2014 года находятся почти на прошлогоднем уровне. И нет сомнений, что показатели по 2 кварталу 2014 года будут гораздо лучше.

ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» в 2014 году планирует принимать от «Танеко» до 20 тыс. тонн нефтепродукта в месяц для сдачи на внутренний рынок РФ: преимущественно на нефтебазы на территории Татарстана, а также на ЛПДС «Володарская» (Московская область), «Красный Бор» (Ленинградская область), Бавлинская НБ (Башкирия). В 2015 году планируемые объемы транспортировки на внутренний рынок в тех же направлениях возрастут до 30 тыс. тонн в месяц. В 2017 году «Танеко» планирует начать поставлять дизтопливо на экспорт — от этого НПЗ в систему МНПП в направлении порта Приморск ожидается прием топлива в объеме 120 тыс. тонн в месяц.

Чистая квартальная прибыль в долларах оказалась гораздо выше прошлогодней — на 25%.

Это объясняется не только заработавшим гидрокрекингом, но и тем, что удельные затраты на добываемую нефть формируются в рублях, а, значит, в результате девальвации они значительно снизились (на 7,6%).

Кроме того, из-за увеличения производства высокомаржинальных нефтепродуктов собственного производства внутренняя структура реализации значительно улучшилась при стабильной выручке.

Из таблицы наглядно видно, что при стабильном текущем уровне добычи именно прибавка по производству и реализации нефтепродуктов позволила не только преодолеть спад выручки на 1 млрд руб. от производства и продажи шин (из-за тяжелой ситуации на авторынке), но и улучшить конечный финансовый результат.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического портала TatCenter.ru

Новости
24 Апреля 2024, 19:42

Из Казани запустят дополнительные поезда в Арск и Кукмор В майские праздники

Также в отдельные дни увеличат количество вагонов в пригородных поездах, следующих в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В майские праздники запустят дополнительные пригородные поезда, связывающие Казань с Арском и Кукмором. С 26 апреля по 10 мая будут ходить электрички № 6404 Казань — Арск и № 6407 Арск — Казань. 27 апреля и 8 мая будут курсировать составы № 6436 Казань — Кукмор и № 6439 Кукмор — Казань. Также для удобства пассажиров в отдельные дни планируется увеличить количество вагонов в пригородных поездах, следующих из Казани в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В связи с введением дополнительных поездов некоторые маршруты временно отменят, согласно информации пресс-службы Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Напомним, с 1 мая в Набережных Челнах начнут работать садоводческие маршруты.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: