Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров «ТрансТехСервис»:
— Казань очень прилично смотрится: мы действительно третья столица, есть реальные успехи. Я могу об этом говорить, так как у меня бизнес представлен в разных городах и регионах страны. Но мне кажется, что причина этого успеха нашего города основана немного не на том.
У руля в Казани стояли и стоят в последнее время яркие и харизматичные личности. Это и президент, и мэр. Они как локомотив тащат за собой развитие города и республики. Они работали над проектом тысячелетия Казани, сейчас работают над Универсиадой 2013 года. Все это делает Казань более привлекательной. Кроме того, Казань в последнее время умело себя позиционирует и продвигает. Есть спортивные успехи и многие другие. Но ведь нужны какие-то еще системные основы, которые бы позволили более уверенно развиваться. А что такое системные основы? Это условия для развития бизнеса. И здесь уже, на мой взгляд, не все так однозначно хорошо.
Наряду с серьезными преимуществами у Казани есть и недостатки. Из преимуществ — я согласен, что город стал безопасным. Теперь у нас практически нет какого бы то ни было криминала. В Казани создана современная инфраструктура. Она очень неплохая, но надо ее еще больше развивать, так как мы пока далеко не среди лучших городов России. Качество услуг, которые предоставляет аэропорт, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Недавно я ждал свой багаж целый час. В том же Франкфурте, где загрузка на три порядка больше, багаж получаешь за 10 минут — в шесть раз быстрее. Тем не менее, инфраструктура развивается в связи с Универсиадой — и это радует. Когда все объекты будут введены полностью, Казань станет для бизнеса еще более привлекательной. Москва сильно проигрывает Казани, например, в связи с пробками.
Но для ведения бизнеса важно не только это. Также очень важно взаимоотношения предпринимателей с местными властями. И здесь не все так хорошо, как могло бы быть. Казань для ведения бизнеса, мягко говоря, непростой город, сложный. Увы, но это так. Поскольку мы работаем в разных регионах, то видим разные ситуации. Например, Чувашия и Марий Эл встречают нас с распростертыми объятиями — они открыты для бизнеса. Подход там такой: запрещают только то, что невозможно разрешить. Есть другой подход: разрешать только то, что невозможно запретить. Наши чиновники часто руководствуются именно вторым принципом. И это приводит к огромным временным потерям в бизнесе. Я уж не говорю сейчас про коррупционную составляющую.
Другой достаточно актуальный вопрос — повышение цен на аренду земли в городе. По покупательской способности и объему бизнеса с Казанью вполне сопоставима Уфа. Так там цена за аренду земли в десять раз меньше, чем здесь. Это существенный момент при принятии решений о развитии.
Населению и руководству городов нужно объединяться и менять подходы. Те города, которые не смогут этого сделать, многое потеряют. Приведу пример, как автомобилист: когда я начал заниматься этим бизнесом, в начале 90-х годов, «АВТОВАЗ» был просто шоколадным, суперуспешным предприятием. Они спокойно выпускали и продавали огромное количество своих машин. Сегодня же позиции у него хуже, чем у «КАМАЗа». Хотя ситуация на челнинском предприятии в начале 90-х была очень сложная — сгорел завод. Это для меня яркое доказательство того, что если сегодня почивать на лаврах, то завтра все может измениться.
Казань будет одним из победителей соревнования городов-миллионников, если усилить фору, преимущества города, которые уже есть сегодня. Тогда Казань может стать одним из лучших городов для жизни. Для будущего Казани я бы сделал упор на развитии науки и культуры, а уже на базе этого все больше и больше прибыли городу начнет приносить туризм. Многие страны ведь только на этом и живут.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: